Госорганы Казахстана элементарно не отвечают на звонки граждан, констатирует мажилисмен

Астана. 3 ноября. КазТАГ — Бауыржан Муканов. Государственные органы Казахстана элементарно не отвечают на звонки граждан, не говоря уже об исполнении закона «О доступе к информации», заявил депутат мажилиса парламента РК Маулен Ашимбаев.

«Давайте, начнем с примитивного. Телефонный звонок. Вот человек перед тем как все вопросы, интернет-порталы использовать, у него должно быть право набрать телефон, позвонить в министерство и получить какую-то информацию, которая, кстати говоря, прописана в законе», — сказал М.Ашимбаев на выездном заседании комитета мажилиса в министерстве информации и коммуникаций на тему: «Актуальные вопросы доступа к информации» в четверг.

«Мы поручили нашим работникам аппарата, я попросил перед заседанием, позвоните, пожалуйста, по министерствам. Есть в законе перечень, по которому они должны предоставлять информацию», — добавил он.

Депутат проинформировал, что по его просьбе были звонки в министерство информации и коммуникаций, акимат Астаны.

«Трубку никто не брал. Я так понимаю, звонили не один раз, несколько раз по телефону, который указан на сайте для предоставления информации. По нему не брали трубку. Такая же ситуация в акимате города Астаны. Понятно, что в Астане много дел, но извините меня, это же акимат Астаны. Он же должен быть образцовым! Там все должно четко работать! Официальный акиматовский телефон тоже не брали», — заявил М.Ашимбаев.

Кроме того, по его словам, в министерстве образования и науки телефон взяли, но не смогли внятно ничего ответить и найти ответственного за предоставление ответа на устный запрос. «Мы сегодня видим, что закон о доступе к информации не работает по тем министерствам, в которые мы позвонили», — констатировал он.

Глава комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса напомнил, что один из способов получения информации — это запрос. Но чиновники не видят разницы между общей информацией и жалобами граждан, которые можно рассматривать дольше, отметил он.

«Если мы не будем разделение проводить, то на запросы по предоставлению информации очень долго будут министерства отвечать, ссылаясь на другие законы, и поэтому общие отделы должны понимать, где доступ к информации, а где жалобы и претензии общественности. Это два разных механизма», — считает мажилисмен.

Также он затронул такую болезненную тему, как заполнение сайтов госорганов.

«Нет такой информации, как персональный блог руководителя, отчет об исполнении государственных отраслевых программ, стенограммы, протоколы открытых заседаний коллегиальных органов, я говорю о комитетах министерства образования и науки…» — перечислил М. Ашимбаев.

Депутат указал, что аналогичная ситуация сложилась и в других министерствах. В частности, в комитете госдоходов отсутствует 70% информации, которая предусмотрена законом.

«Министерство национальной экономики. У нас сложилось такое ощущение, что комитет по государственным материальным резервам вообще не знает, что существует такой закон о доступе к информации. Это следует из их сайта. Есть вопросы к комитету по защите прав потребителей, по регулированию естественных монополий и защите конкуренции», — продолжил он.

М. Ашимбаев напомнил, что предусмотрена административная и другая ответственность за отсутствие информации на сайтах для должностных лиц.

«И я думаю, что через какое-то время общественные организации и НПО, которые участвовали в разработке закона, могут инициировать эти процессы», — заключил он.