Изменить правила вывоза культурных ценностей предложили в Казахстане

Астана. 4 ноября. КазТАГ — Мирхат Ажигалиев. В Казахстане следует изменить правила вывоза культурных ценностей из страны, заявила директор государственного музея искусств РК им. А.Кастеева Гульмира Шалабаева.

«Наше предложение — внести изменения и дополнения в правила выдачи свидетельства на право вывоза культурных ценностей. Не ограничиваться одной формулировкой «не имеет культурной ценности». Внести дополнительно несколько пунктов», — сказала Г. Шалабаева на художественном совете в пятницу.

При этом она пояснила, что нынешнее законодательство не позволяет вывозить культурные ценности за пределы Казахстана, за исключением случаев временного вывоза.

«Искусство у нас молодое. Имена и фамилии тех художников, которых мы воспринимаем как классиков, на самом деле это недавнее наше прошлое и не имеет антикварной ценности, представляет собой культурно-историческую ценность в пределах нашего государства. За рубежом их мало кто знает. Но при этом, так как они подпадают под культурную ценность, вывезти их за границу нельзя», — добавила директор.

Также она высказала недовольство текущим механизмом определения культурной ценности предмета, заявив, что городские музеи, в полномочиях которых находится выдача подобной справки, не справляются со своими обязанностями.

«Зачем так разделили, непонятно. Справку на вывоз дает музей города. При этом не важно, частная это галерея или человек на Арбате купил картинку, необходимо иметь справку для таможенника, для пограничника о том, что он может вывезти картину. (…) Музеи города не хотят брать на себя ответственность, они ставят штамп и отправляют к нам, в музей Кастеева, чтобы мы произвели экспертную оценку», — посетовала она.

Кроме того, отметила Г. Шалабаева, проблема заключается в отсутствии необходимых формулировок в законодательстве.

«Уезжают люди на ПМЖ, а у их родителей есть семейные реликвии в виде икон 17-18 веков. При этом — по-человечески — это ведь их семейная реликвия. Как не пропустить эту картину или икону? Приходится людям идти навстречу, ведь по закону надо писать, что это не имеет культурной ценности, но ведь это неправда», — подчеркнула директор музея.

«Необходимо внести дополнительно несколько пунктов: «не имеет антикварной ценности», «не представляет высокую художественную ценность», вот здесь может быть хороший художник, но не имеющий на данный момент художественной ценности. Третье – «являются семейной реликвией». Это уже дает нам какую-то свободу действий», — пояснила Г. Шалабаева.

Она обратила внимание, что в международной практике такие процессы не вызывают каких-либо проблем.

«В международной практике культурные ценности пересекают границу легко и свободно. Можно абсолютно законно купить любую работу на аукционе, заплатить какие-то проценты, таможенные пошлины, вывезти, привезти все легально, в рамках закона. (…) Кто будет знать наше искусство, если мы не продаем его на аукционе, если мы не устраиваем выставки, если даже купленную у нас вещь иностранцы вывезти не могут?» — заключила она.