Интрига сохраняется
Заранее прошу прощения у читателя за, возможно, длинные цитаты и отсылки к разным документам. Чтобы найти информацию о том, сколько получают независимые директора АО «ФНБ «Самрук-Казына», пришлось проштудировать десятки документов, которые есть в открытом доступе. В иных случаях своими словами написанное и не объяснишь, приходится прибегать к цитированию.
Годовые отчеты ФНБ за 2014 и 2015 годы, увы, это лишь свод общей информации. Мы их прочли. Много словес.
ФНБ «Самрук-Казына», вместо того, чтобы написать, что такой-то независимый директор сорвал такой-то финансовый куш, из года в год пишет одно и то же. Главный принцип – чтобы уровень вознаграждения членов совета директоров был достаточным для привлечения, удержания и мотивирования каждого члена совета директоров такого уровня, который требуется для успешного управления фондом. Выплата проводится согласно правилам… Во внимание принимаются ожидаемый положительный эффект от участия такого лица в составе совета директоров… При установлении размера вознаграждения принимаются во внимание обязанности членов совета директоров (…), уровень вознаграждения в аналогичных компаниях (бенчмаркинг, обзор вознаграждений)…
Кажется, вот-вот, и в следующем абзаце наконец напишут конкретные цифры… Как бы не так. Все обрывается на полуслове.
Почти то же самое просматривается и в отношении председателя и членов директоров фонда. Вознаграждение членов правления фонда (краткосрочное и долгосрочное) осуществляется в соответствии с Условиями оплаты труда и премирования председателя и членов правления АО «Самрук-Қазына» и включает в себя должностной оклад, единовременную премию ко Дню Независимости Республики Казахстан,
а также вознаграждение по итогам работы за соответствующий период… Основным условием для выплаты вознаграждения является наличие консолидированной итоговой прибыли за отчетный год…
Кстати, в отношении вознаграждения членов правления раздобыть информацию удалось. Но об этом – чуть ниже.
Корпоративное управление ни при чем?
Пока же мы ведем расследование, сколько же зарабатывают независимые директора ФНБ. В одном из отчетов указывается, что размеры и принципы вознаграждения независимых директоров определены Протоколом от 27 апреля 2009 года №18. Осталось потянуть за ниточку. Увы, этого протокола нет ни сайте Казахстанской фондовой биржи, ни на сайте самого ФНБ. Надежно спрятан. Единственным источником информации может стать инсайдерская информация, но кто же ею поделится, если все топ-менеджеры – лица чрезвычайно заинтересованные в том, чтобы ее не разглашать. И пусть вчера еще они входили в истеблишмент фонда, а сегодня уже не входят. У них есть надежда, что, находясь все также на властной орбите, возможно, когда-нибудь вернутся на круги своя и снова окажутся в числе топов.
А что же хваленое корпоративное управление, которое призвано привести работу руководящих органов ФНБ к прозрачности?
Однажды, в годовом отчете за 2010 год, все-таки было проанализировано соответствие деятельности Фонда положениям кодекса корпоративного управления. Эта, как и некоторые другие статьи были выбраны, так как они отражают принципы корпоративного управления, тогда как остальные статьи Кодекса корпоративного управления имеют больше нормативный характер. Там так написано: «Фонд раскрывает сведения о размере вознаграждения Директоров в соответствии с законодательством. Сведения о размерах вознаграждения Директоров за отчетный период подлежат обязательному раскрытию в годовом отчете, подготовленном для Единственного акционера». Вот, казалось бы, сейчас еще немного, и мы будем знать ту информацию, которую фонд должен раскрывать! Увы, напротив этого пункта стоит вердикт: «Не соблюдено». Не соблюдено, и все. То есть, раскрывать размеры вознаграждения обязаны, но – не будем.
Больше к этому вопросу совет директоров не возвращается. Видимо – принципиально. И акционер – правительство страны, который должен по идее поставить совету на вид и потребовать раскрытия информации, этот вопрос тоже не поднимает.
Попутно мы откопали целый пласт безусловно важной информации. В годовом отчете за 2013 год говорится, что Кодекс корпоративного управления фонда утвержден постановлением правительства РК 5 ноября 2012 года. Большинство положений кодекса КУ исполняются. За исключением, например, системы оценки каждого директора (вердикт: «Соблюдено частично»).
Среди прочих изъянов: не проведена оценка деятельности совета директоров фонда, не утверждено положение о раскрытии информации, не приняты правила по оценке деятельности совета директоров, его комитетов.
Вопрос проведения независимой оценки деятельности совета директоров АО «Самрук-Қазына» с привлечением консультантов, оказывается, выносился на рассмотрение комитета по назначениям и вознаграждениям совета директоров в мае 2012 года. Но поскольку в комитете также заправляют независимые директора, было принято решение… не проводить независимую оценку. А зачем оценивать себя и подвергать риску обструкции?
Но более всего интересно, что на эти действия никак не реагирует правительство. Странный акционер какой-то получается: все пустил на самотек.
В общем, наше расследование закончилось настоящим фиаско: информации о том, сколько получают независимые директора, попросту в открытом доступе нет.
Сэр Ричард Эванс британского происхождения, вот верой служивший сначала в качестве председателя совета директоров АО «Казахстанский холдинг по управлению активами «Самрук» (2006-2008 годы), а затем дважды избранный на должность независимого директора ФНБ (17.10.2008 и 08.01.2014), правдой служить не намерен. Американец Александр Мирчев, также дважды – в один и тот же день избиравшийся с сэром независимым директором, тоже, видимо, не против того, чтобы принципы корпоративного управления в Казахстане имели национальную специфику: ведь правительство не возражает.
Третий независимый директор – преходяще-уходящая натура. Пока не в счет.
А что же топ-менеджеры?
Ну а теперь кульминация финансового детектива. Лишь однажды (и, наверное, очень случайно) в финансовые документы просочилась информация о денежном содержании топ-менеджеров. В годовом отчете за 2015 год говорится, что суммарный размер вознаграждения шести членов правления ФНБ «Самрук-Казына» в 2015 году составил 309 млн. тенге, с учетом налогов и пенсионных отчислений. Вы, наверное, придете в экстаз от зарплат и бонусов, но зря. В 2014 году размер вознаграждения также шестерых руководителей достигал 345 млн. тенге! И это в то время, когда кризис шагает по стране…
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.