Алматы. 16 декабря. КазТАГ — Эффект сделки о сокращении добычи нефти, достигнутой между крупными нефтепроизводителями на прошлой неделе, будет зависеть от многих важных факторов, считает научный сотрудник исследовательского центра энергетической политики университета Билькент в Анкаре (Турция) Майкл Тэнчам (Micha’el Tanchum).
«Рынки реагируют на новости и слухи. Однако ключом к устойчивому балансу между спросом и предложением (нефти – КазТАГ) является контролируемое и строгое соблюдение этого соглашения в течение длительного времени», — сообщил М.Тэнчам агентству Trend.
Он отметил, что сокращение добычи в некоторых странах, подписавших соглашение, будет скорее символическим и политическим, нежели реальным. Например, 40 тыс. барр. в сутки, на которые обязался сократить добычу Оман, хватит всего лишь для загрузки одного нефтяного танкера в месяц. Снижение добычи в Мексике в рамках взятых обязательств, по словам аналитика, не будет намеренным, а эквивалентно прогнозируемому снижению добычи в стране по естественным причинам. Такая же ситуация с Азербайджаном, сказал М.Тэнчам.
Сокращение добычи в России, по словам эксперта, не изменит средний уровень добычи в стране за прошедший год. Он также отметил, что, по данным Международного энергетического агентства, Москва планировала увеличить нефтедобычу в 2017 году на 200 тыс. барр. в сутки — до 11,48 млн барр.
«Москва присоединилась к соглашению по сокращению добычи, согласившись заморозить планируемое увеличение производства. Благодаря хитрой дипломатии, Россия теперь получает больше доходов без фактического сокращения производства», — утверждает М.Тэнчам.
Эксперт обратил внимание, что должно пройти несколько месяцев до того, как появятся достаточно надежные данные, чтобы оценить, насколько выполняется соглашение о снижении добычи подписавшими его странами. По его словам, для понимания этого весьма важно отслеживать уровень расценок на услуги нефтяных хранилищ основных нефтепроизводителей.
«Для определения того, насколько соглашение будет выполняться в долгосрочной перспективе, необходимо особенно внимательно наблюдать за Россией и Ираном», — считает М. Тэнчам.
Аналитик, который также является автором доклада «Постсанкционный Иран и евразийская энергетическая архитектура», опубликованного Атлантическим советом, считает, что Иран, чтобы соблюсти договоренности в рамках ОПЕК, может принять решение складировать часть добываемой нефти в хранилищах без реального ограничения производства. Россия, по словам М.Тэнчама, также может выбрать этот подход, особенно когда цены на нефть начнут расти.
«Если нефтехранилища создадут ложное впечатление, что соглашение о сокращении добычи строго соблюдается, покупатели тоже увеличат запасы нефти в своих хранилищах. Это ошибочное суждение, и если оно широко распространится, то будет иметь катастрофические последствия для нефтяного рынка», — сказал он.
По словам М.Тэнчама, если тарифы на услуги крупных нефтяных танкеров увеличатся, это может быть признаком того, что некоторые нефтепроизводители складируют нефть в хранилищах, сокращая экспорт, а не фактическое производство. В то же время, если услуги крупных нефтяных танкеров вырастут в цене, это будет означать, что меньше нефти экспортируется, подчеркнул эксперт.
Аналитик также отметил, что ожидаемая перезагрузка в отношениях между Россией и США в период президентства Дональда Трампа, особенно если будут облегчены санкции, может иметь непредсказуемые последствия на соглашение ОПЕК о сокращении добычи, так как Саудовская Аравия может пересмотреть свою позицию. Но, возможно, еще более важной для позиции Эр-Рияда, по словам эксперта, может стать вероятность увеличения буровых на сланцевых месторождениях на юго-западе США.
«Если Саудовская Аравия посчитает, что рынок не идет к балансу, она вмешается», — сказал М.Тэнчам.
По его мнению, как только цены на нефть поднимутся значительно выше $50 за барр., некоторые производители начнут менее строго придерживаться оговоренных ограничений по добыче и экспорту. Тогда Эр-Рияд пригрозит снизить цену за счет увеличения производства, чтобы страны-нарушители лучше выполняли договоренности.
«Это может вызвать колебания на рынке, но если все удастся, общая тенденция будет повышательная», — сказал он.
Тем не менее нарастание добычи сланцевой нефти в США, скорее всего, заставит Саудовскую Аравию пересмотреть свою политику, и Эр-Рияд может быстро вмешаться, для того чтобы повторно снизить цены на нефть и тем самым помешать развитию дополнительных производственных мощностей сланцевой нефти в США, считает М.Тэнчам.
Как уже сообщалось, в конце прошлой недели страны-производители нефти, как входящие, так и не входящие в ОПЕК, впервые с 2001 года достигли соглашения о сокращении добычи нефти, для того чтобы снизить переизбыток нефти на рынке. Соглашение было принято после двух лет низких цен на нефть.
Нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК, такие как Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Экваториальная Гвинея, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан и Южный Судан, договорились с 1 января 2017 года сократить производство нефти на 558 тыс. барр. в сутки. Договор заключен на полгода.
Ранее о сокращении нефтедобычи на 1,2 млн барр. в сутки с 1 января договорились страны ОПЕК, в том числе Саудовская Аравия взяла на себя обязательство снизить добычу на 486 тыс. барр. в сутки.