Алматы. 6 марта. КазТАГ — Сергей Зелепухин. После заметного ослабления в феврале доллар с начала марта стал стремительно отыгрывать утраченные позиции в паре с тенге даже вопреки тому, что по-прежнему сохраняется поддержка нацвалюты со стороны фундаментальных факторов. Однако в начале первого месяца весны появились две существенные причины, которые могут нивелировать эту поддержку и способствовать дальнейшему укреплению американской валюты.
Рост курса доллара, в частности против тенге, был вполне ожидаемым особенно после того, как закончился налоговый период, когда компании, работающие в Казахстане, платили налоги в бюджет, активно продавая иностранную валюту. Однако столь заметное укрепление американской валюты оказалось несколько неожиданным. Только за неделю с 27 февраля по 6 марта официальный курс доллара укрепился почти на Т6 — с Т311,49 до Т317,46.
При этом, даже несмотря на окончание налогового периода, у тенге были хорошие шансы продолжить укрепляться, если бы не два существенных фактора, обозначившихся в первых числах марта.
Во-первых, наметился очередной виток «торговой войны» за долю на нефтяном рынке. В конце прошлой недели информационное агентство Bloomberg распространило информацию о том, что с апреля этого года Саудовская Аравия снизит цены на нефть для своих клиентов: в частности, королевство намерено продавать нефть в северо-западные страны Европы и в США дешевле мартовских расценок на 45-60 центов и на 10-30 центов соответственно. Этот шаг саудитов идет вразрез их прежним действиям — до этого королевство повышало стоимость «черного золота» для клиентов из США, Европы и Азии.
Этот фактор наряду с ростом запасов нефти в США и буровых установок на сланцевых месторождениях будет оказывать давление на нефтяные цены в сторону снижения, а через них и на курсы сырьевых валют, в том числе и тенге.
Во-вторых, оказать дополнительную поддержку доллару и нанести очередной удар по нефтяным ценам и сырьевым валютам может уже в ближайшее время Федеральная резервная система США. В прошлую пятницу глава ФРС Джанет Йеллен, выступая в Чикагском клубе топ-менеджеров, не исключила повышение базовой ставки уже в этом месяце.
«В ближайшее время мы полагаем, что будет уместным постепенно повышать процентные ставки, если экономические данные продолжат выходить в соответствии с нашими ожиданиями. На заседании в этом месяце комитет оценит, продолжает ли развиваться ситуация с занятостью и инфляцией в соответствии с нашими ожиданиями, и, скорее всего, в этом случае дальнейшее изменение базовой процентной ставки будет уместным», — заявила 3 марта глава ФРС в ходе своего выступления «От увеличения стимулирования к его сокращению».
Напомним, что решение по ставкам будет объявлено сразу после заседания Федерального комитета ФРС по открытому рынку, которое пройдет 14-15 марта. При этом, по информации Bloomberg, профучастники оценивают вероятность повышения ставки в марте в 96% по сравнению с 40% неделю назад, после того как ряд высших должностных лиц ФРС, включая президента Федерального резервного банка Нью-Йорка Уильяма Дадли и члена совета управляющих Лейл Брейнард, выразили свою готовность повышать ставки в ближайшее время.
Если будет решено повысить ставки, то это станет только третьим их увеличением за последние 11 лет. До этого они поднимались на 25 базисных пунктов в декабре 2015 и 2016 годов — c 0-0,25% до 0,25-0,5% и с 0,25-0,5% до 0,5-0,75%, соответственно. В случае увеличения базовой ставки ФРС на ближайшем заседании это приведет к дальнейшему укреплению доллара и снижению нефтяных цен. Хотя вряд ли стоит ожидать, что из-за нового ужесточения монетарной политики Федеральной резервной системой они опустятся ниже $50 за баррель.
Несколько ослабить негативное влияние этих факторов на обменный курс может решение министерства финансов России вдвое снизить ежедневный объем покупок валюты. В прошлую пятницу министерство сообщило, что с 7 марта по 6 апреля направит на покупку долларов на внутреннем валютном рынке 70,5 млрд рублей, что на 38% меньше, чем в период с 7 февраля по 5 марта.
Тем самым ежедневный объем интервенций Банка России в этом месяце и в начале следующего составит 3,2 млрд рублей против 6,2 млрд рублей в феврале и начале марта, когда российский минфин через Центробанк начал конвертировать в валюту дополнительные нефтегазовые доходы, возникающие из-за того, что фактическая цена на нефть марки Urals превышает уровень $40 за баррель, по который формировался бюджет России. Причину сокращения покупок американской валюты в российском минфине объяснили недобором нефтегазовых доходов.
Не исключено, что это несколько снизит давление на рубль в сторону ослабления, что окажет косвенное положительное влияние и на тенге через ожидания участников рынка. Однако если ставить на чаше весов перечисленные обстоятельства, то перевес явно будет в пользу доллара.
Поэтому в силу двух перечисленных факторов, обозначившихся в начале марта, скорее всего, первый месяц весны пройдет под знаком американской валюты. Впрочем, из-за быстро меняющейся ситуации на рынке утверждать об этом однозначно нельзя, поскольку многие фундаментальные факторы (позитивные ожидания роста мировой экономики, ВВП Казахстана и России в этом году, соблюдение странами ОПЕК и странами-экспортерами нефти, не входящим в эту организацию, соглашения о сокращении нефтедобычи) пока еще продолжают оказывать поддержку сырьевым валютам, в том числе и тенге.
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.