Почему депутаты и чиновники допускают PR-провалы

Увы, государственная машина зачастую дает сбой, как только дело касается любого нового проекта, который требует разъяснений для общественности. Боты и тролли, слетающие на любую позитивную новость и обильно поливая ее медово-слащавым сиропом, только портят настоящий вкус

PR-продвижение все-таки должно быть на ином качественном профессиональном уровне, уверена президент Казахстанского пресс-клуба, председатель совета НАСО Асель Караулова.

Асель Караулова

***

– Асель, как вы со своей позиции можете оценить засилие ботов в информационном пространстве Казахстана? Насколько эффективен новый инструмент влияния на умы казахстанцев в частности и на общественное мнение в целом?

– Безусловно, что проблема троллей и ботов становится все более явной и серьезной. На мой взгляд, «набеги» ботов для комментариев государственных проектов в стиле «ура-патриотизма» эффективны только с точки зрения отчетности перед заказчиком проекта, которому нужны лайки, перепосты и позитивные комментарии.

Если говорить о формировании общественного мнения, то это не имеет никакого результата. Более того, зачастую он негативный. Опытные пользователи соцсетей прекрасно могут отличить бота от реального комментатора, а если ботов много, то интерес и доверие к самому контенту поста резко снижается, реальная дискуссия сводится на нет.

Хочу еще раз напомнить, что соцсети – это всего лишь один из каналов информации, и если государство в общей коммуникационной работе допускает ошибки и ляпы, то почему соцсети должны быть исключением?

Мы все это уже проходили в традиционных СМИ – госзаказ, никому не нужные заказные материалы, проплаченные комментарии, которые уничтожают нашу журналистку. В соцсетях происходит то же самое – важность этого канала признана властями, даже во многих случаях переоценена, но стиль работы такой же, как и везде.  

– Вы, как специалист по PR-продвижению, можете сказать, способны ли боты поднимать имидж государственного органа или проекта на самом деле?

– Мне очень жаль, что понятие продвижения, PR, коммуникаций у нас девальвировано, доверие к этим важным направлениям работы низкое. На самом деле любой проект, в том числе государственный, требует продвижения, разъяснительной работы, обратной связи. Но все это должно иметь под собой грамотную стратегию и быть основанным на реальных действиях и инициативах. Исторически PR развивался именно как диалог, двусторонняя коммуникация, а сейчас уже многосторонняя. Но, к сожалению, многие наши госорганы работают с односторонней коммуникацией. Они вещают, говорят, при этом не хотят допускать критики или реального диалога. Вот почему прошедший год богат на PR-провалы от депутатов и чиновников. Они просто разучились работать с активной аудиторией, в кризисном информационном поле, профессионально дискутировать.

Представьте, что вы привыкли к заранее заготовленным и срежиссированным вопросам и ответам, что можно ожидать от вас в реальной ситуации со сложными вопросами? На предстоящем в мае 13-ом Международном PR-Форуме мы как раз обсудим эту тему.  

– Приходилось ли вам сталкиваться с тем, что какие-то государственные органы объявляют тендеры на услуги специалистов SMM, которые, собственно, выполняют миссию троллей? Какие ведомства?

– Мы отслеживаем все тендеры в области коммуникаций и принимаем участие во многих. Но, должна сказать, далеко не во всех, потому что зачастую тендерные требования вызывают, мягко говоря, недоумение и сомнение в адекватности писавшего документ. Это касается и SMM. Поэтому если тендер кажется нам странным, то мы просто не участвуем в нем.

– Получается, что их интересы обслуживают даже не коммуникативные или рекламные агентства, которые более профессиональны в плане продвижения, а какие-то отдельные группы, созданные под конкретный проект?  

– Роль троллей могут выполнять как SMM, так и коммуникативные агентства, и даже рекламные, а также отдельные группы людей. Многие компании имеют этические границы и не берутся за такую работу. Но, увы, отнюдь не все. Проблема также в том, что многие госструктуры используют одни и те же тендерные шаблоны, которые когда-то кто-то для кого-то разработал. И потому самый плохой опыт тиражируется без оглядки на эффективность.

Как правило, плохо понимается роль и специфика PR и SMM, не ставится задача качества коммуникаций, но есть строгие количественные показатели. Вот и отрабатывают агентства или отдельные группы это количество, накручивая и приписывая. Естественно, тогда ни о каком качественном результате речи нет.   

– Как вы думаете, могут ли непосредственно некоторые электронные СМИ выполнять этот троллинг, исполняя таким образом некий госзаказ и получая за это крупные суммы из бюджета? Насколько цивилизован, на ваш взгляд, этот путь?

– Я не сталкивалась с этим, но, думаю, что могут. Конечно, это не цивилизованно и не профессионально. Солидные СМИ, создающие качественный контент и претендующие, таким образом, на особую роль в казнете, не должны этим заниматься.

– На какие другие цели, на ваш взгляд, могли бы пойти деньги налогоплательщиков, которые сегодня тратятся на троллей?

– Я бы по-другому поставила вопрос – нужна полная подотчетность государства нам, налогоплательщикам, в части расходования налогов. Я не знаю, куда идут мои налоги, и потому я не могу оценить эффективность их использования. 

– И еще один вопрос. Здесь, наверняка, вы хорошо знаете ситуацию. Как вы в целом оцениваете информационную политику и систему госзаказов от министерства информации и коммуникаций? Сможет ли министр Даурен Абаев, человек, безусловно, профессиональный и уважаемый, прекратить сизифово безумство?

– Госзаказ нельзя направлять на выкуп площадей, статей, эфира. Я уже об этом говорила не раз. Это полностью подрывает и тормозит развитие профессионального рынка СМИ. Я абсолютно убеждена в том, что государственные деньги будут эффективны, если вкладывать их в инфраструктуру медиа-рынка, в обучение СМИ, системные задачи, развитие языка и детские проекты.

Не сочтите за излишнюю комплиментарность, но мне кажется, что с приходом Абаева ситуация все-таки поменялась в лучшую сторону. Подходы к госзаказу меняются, впервые профильный министр посетил Медиа Курултай, который мы проводим ежегодно. Он не боится вступать в острые дискуссии и отстаивать свою точку зрения, всегда открыт и идет на контакт. Для наших чиновников это уже прорыв!

Абаев хорошо понимает специфику рынка и процессы его развития. Надеюсь, что эта политика открытости приведет к качественным структурным изменениям на медийном рынке и в государственной информационной политике в целом.  

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.