Квадрант денежного потока
В 2015 году Казахстан поддержал предложенную КНР инвестиционную программу по переносу производственных мощностей на свою территорию. На тот момент в Казахстане уже действовало более 2 600 китайских предприятий, и количество, отмечали эксперты, постоянно увеличивалось.
Во второй половине 2016 года стало известно, что Казахстан и Китай согласовали некий совместный проект на общую сумму свыше $26,2 млрд. В качестве приоритетных определены химическая промышленность, горно-металлургический сектор, машиностроение, инфраструктура, энергетика, агропромышленный комплекс, легкая промышленность, нефтепереработка, производство стройматериалов, информационные технологии.
Прочтем, в каком направлении хочет двигаться Китай по казахстанской территории, из официальных источников.
Итак. Казахстан поддержал инициативу Китая по созданию экономического пояса Шелкового пути, направленную на тесное сотрудничество в таких сферах, как экономика, торговля, транспорт, инвестиции, финансы и культура. Китайской стороной выделяются три основных маршрута, два из которых дополняют казахстанскую инфраструктурную программу «Нурлы жол»: из Китая через Центральную Азию, Россию в Европу /до Балтийского моря/ и из Китая через Центральную Азию, Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю.
Идем дальше. Помимо транспорта приоритетом взаимодействия между двумя странами является промышленная сфера. Правительства сформировали программу переноса производственных мощностей из Китая в Казахстан. В ее основе лежит перечень проектов казахстанско-китайского сотрудничества в области индустриализации и инноваций. На сегодняшний день данный перечень включает 51 проект на общую сумму свыше $26,2 млрд. Приоритеты – чуть выше. Из деталей: два проекта уже запущены — модернизация установки производства порошкового полипропилена и производство легковых автомобилей.
Далеко ходить не надо
Китайские инвестиции в Казахстан начали расти лет десять назад. Сосед, преуспевший в деле привлечения иностранных инвестиций, стал и сам активно инвестировать в другие страны.
Понимая, что слишком много золотовалютных резервов, государственного и частного капитала инвестировано в США и западные ценные бумаги, Китай задумался о пресловутой диверсификации. И тогда взоры были обращены на другие рынки, в том числе, на соседний Казахстан. «Если за 1993–1998 годы суммарный объем ПИИ Китая в Казахстане составил $411,7 млн., то в 2005 году – $1,2 млрд. К 2009 году китайские ПИИ в Казахстане выросли до $10,5 млрд. Из них $10,2 млрд. составляли инвестиции в добычу нефти и газа и магистральные трубопроводы. К 2015 году прямые китайские инвестиции в Казахстане выросли до $23,6 млрд.», – говорится в аналитическом отчете Исполнительного комитета СНГ.
Изначально Китай начал инвестировать, действительно, в сырьевые проекты. Основным китайским инвестором в Казахстане является крупнейшая китайская нефтегазовая компания China National Petroleum Corporation (CNPC). Она участвует в ряде совместных проектов, они самые перспективные: это и СП по разработке углеводородного сырья, и доли в нефтедобывающих компаниях, и в газопроводе Центральная Азия — Китай, и в добывающих подразделениях и пр. С участием CNPC ведется модернизация нефтеперерабатывающего завода в Шымкенте, строятся комплекс по производству нефтегазового оборудования в Мангистауской области и газопровод Бейнеу – Бозой, планируется строительство завода по производству труб большого диаметра для нефтегазовой индустрии. АО «Казмунайгаз» и CNPC совместно работают над повышением нефтеотдачи на месторождениях Кумколь Южный и Каламкас. В общем, этот китайский гигант сродни осьминогу с его всемогущими щупальцами.
В Казахстан также вошли две крупнейшие китайские атомные компании, государственная электросетевая корпорация Китая, китайская корпорация по добыче, обогащению и переработке угля и углехимии и др.
Но последние два-три года наблюдается интерес со стороны китайских партнеров инвестировать не только в сырьевые сектора, но также и в обрабатывающую промышленность. Есть интерес и к производству и переработке продуктов питания, к производству машин и оборудования.
Какие проекты, кто скажет?
Чиновники в Астане говорят о том, что казахстанская и китайская экономика могут быть комплементарными, могут дополнять друг друга. Дескать, в Казахстане есть большое количество продуктов, услуг, товаров, которые можно производить и экспортировать в Китай. Так, например, казахстанские компании планируют запустить производство растительного масла из рапса, резко увеличить поставки в Китай пшеницы, ячменя, растительного масла, семян и плодов масличных культур, сахара. В 2017 году Казахстан рассчитывает экспортировать в Китай порядка 50 тыс. тонн говядины.
Несмотря на казахстанско-китайские договоренности о сотрудничестве в области индустриализации и инноваций, правительства двух стран участвуют в этом лишь опосредованно. Мы не даем никаких гарантий, а наш сосед понимает, что все риски абсорбируют, как и в любом коммерческом проекте, сами инвесторы.
Полный перечень проектов, увы, недоступен – он находится в профильных министерствах и ведомствах, за закрытыми от СМИ дверями. «Какие это проекты, кто скажет?», — задавались этим вопросом наши коллеги. Но никто не огласил полный список, из которого можно было бы составить ясную картину, в какие ниши устремляется сегодня Китай, сколько готов инвестировать, какие совместные предприятия будут созданы, насколько это в интересах казахстанской стороны?
В высоких кабинетах уже говорят о том, что 100% проектов вряд ли реализуется. Но даже если половина из этих проектов состоится, успокаивают чиновники, то «казахстанская экономика получит очень мощный приток прямых иностранных инвестиции, что, естественно, положительно скажется на экономическом росте».
В принципе, за последние годы мы поняли, что экономический рост – не самоцель. На эту наживку бессмысленно клевать. Экономический бум до 2007 года не принес стране и народу каких-либо бенефитов. Куда важнее и экономику диверсифицировать, и Родину не распродать. Но это тема уже для другого разговора.
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.