Сказка «Казахстан и Кашаган»

Общественная организация решила развенчать миф о кашаганской сказке, которую рассказывало правительство Казахстана полтора десятилетия

Недавно решила перечитать Джона Перкинса. Его бестселлер «Исповедь экономического убийцы» несколько лет назад не произвел на меня особенного впечатления, казалось, что это голимая конспирология, но, погружаясь все глубже в экономическую аналитику, мне захотелось вновь взять в руки его книгу 2004 года издания.

Теперь я уже не воспринимала писательский запал рассказать всему миру нечто такое, что известно только Джону Перкинсу, как стремление просто захватить внимание читателя с первой строчки. Его исповедь интересна тем, что он рассказывает о своей жизни и своей миссии «экологического убийцы» — он действительно когда-то работал старшим экономистом и оказывал услуги Всемирному банку, ООН, МВФ, министерству финансов США, компаниям Fortune 500.

Небольшая цитата, которая отражает смысл всей книги: «Экономические киллеры (ЭКи *) – это высокооплачиваемые профессионалы, которые обжуливают страны по всему земному шару на триллионы долларов. Они перенаправляют деньги от Всемирного банка, Американского Агентства по международному развитию (USAID) и других международных гуманитарных организаций на счета огромных корпораций и в карманы нескольких богатых семейств, которые контролируют природные ресурсы планеты. Их инструментарий включает мошенническую финансовую информацию, манипуляцию выборами, взятки, вымогательство, секс и убийства. Они играют в игру столь же старую, как и империя, но принявшую новые и ужасающие размеры во времена глобализации».

И когда кто-то обвиняет Перкинса в том, что его инсайд о заговоре по эксплуатации и неоколонизации стран третьего мира бездоказателен, то поведение и действия глобальных финансовых и промышленных корпораций опять-таки наталкивают на мысль о том, что если даже у Перкинса и богатое воображение, то это просто для легкости чтения – он недалеко отходит от реальных событий.

Замечу, что в этом легко убедиться и на нашей, близкой нам практике. 16 февраля с.г. мы опубликовали статью «На Запад надейся, а сам не плошай. МВФ превратился в ростовщика, который хочет держать Казахстан на крючке».

После этой статьи от читателей посыпались предложения присмотреться к присутствию глобальных корпораций в нефтяном секторе Казахстана с начала 1990-х годов прошлого столетия. На каких условиях они вошли в нашу страну? Соблюдают ли иностранные инвесторы законодательство? Так ли выгодны контракты для Казахстана? Не являются ли эти инвесторы на самом деле экономическими убийцами?

Чтобы осмыслить эти вопросы, следовало бы написать книгу в стиле Перкинса. Только уже не с точки зрения ЭКа, а с позиции экономических бенефитов и потерь для страны, для каждого казахстанца.

Впрочем, теперь и книгу писать не надо. Вчера некоммерческая экологическая и правозащитная организация Crude Accountability опубликовала доклад «Кашаганский пузырь. К истории освоения казахстанского шельфа». Она основана в Александрии (штат Вирджиния, США), но работает с экологическими активистами и общественными группами, выступающими против угроз природным ресурсам в регионах Каспийского и Черного морей.

43-страничный труд полностью посвящен истории одного из крупнейших в мире месторождений нефти Кашаган. Авторы пишут, что это история о том, как создавался миф о неисчерпаемых запасах «черного золота» на Каспии. В качестве первоисточников взяты статьи из СМИ – как казахстанских, так и международных. В сносках то и дело мелькают имена известных журналистов страны – Олега Червинского, Ярослава Разумова, Артура Шахназаряна, Оксаны Мартынюк и др. Порой ссылки занимают до половины страницы – труд аналитиков буквально испещрен цитатами, он словно из них соткан.

Читается с таким же интересом, как и «Исповедь» Перкинса.

Это история о том, что «Все стороны, участвующие в «большой игре» на Каспии, были заинтересованы в завышении реальных объемов нефти в регионе: как новые прикаспийские государства, так и их западные партнеры».

Серьезные расхождения в оценках запасов нефти на Каспии сохраняются и по сей день: по данным исследований советских и российских геологов, проведенных в конце 1980-х начале 1990-х годов, потенциальные запасы нефти в регионе оцениваются примерно в 26 млрд. тонн. Данная оценка почти совпадает с исследованиями ОПЕК и Мирового энергетического агентства, оценивающих потенциальные запасы нефти Каспия в 23 млрд. тонн. В то же время, по оценкам американских специалистов, потенциальные запасы нефти данного региона составляют 46 млрд. тонн.

«Миф о том, что «Каспий представляет собой гигантский нефтяной Клондайк» должен был поднять самомнение новых прикаспийских государств, прежде всего правящих элит, внушить им мысль, что с помощью западных компаний они смогут превратиться в процветающие государства типа Кувейта», — говорится в документе.

Когда потребовалось, в заповедный статус Северного Каспия были внесены изменения и был снят запрет на разведку и добычу нефти. 4 июня 2000 года было официально объявлено об открытии нефти на Кашагане. Пройдет еще 16 лет, прежде чем после первой неудачной попытки начать транспортировку нефти, труба будет заполнена вновь.

И эти годы вместили очень и очень многое, связанное с проектом: не однажды переносились сроки его запуска, постоянно менялись, пересматривались ожидаемые объемы добычи нефти, но чиновники неустанно демонстрировали не только казахстанцам, но и всему миру свой неуемный оптимизм.

Но и это не все. «Сочетание геологических и технических сложностей с экстремальными климатическими условиями и хрупкой экосистемой в кашаганском проекте не имеют аналогов в истории освоения морских нефтегазовых месторождений. Поэтому разработка Кашагана – это фактически эксперимент на пределе технических возможностей», — пишут авторы доклада.

Однако вряд ли эту страницу в экономической истории Казахстана можно считать героической. Потому что слишком много подводных камней оказалось в этом каспийском проекте. Участники консорциума, имея одинаковые паи, постоянно соперничали между собой и конфликтовали, оператором месторождения неожиданным образом стала итальянская компания Eni с небезупречной репутацией. «Со времени подписания СРП по Северному Каспию (1997) состав консорциума менялся шесть раз. Из проекта ушли 5 компаний: «Казахстанкаспийшельф» (1998), Statoil и BP (2001), BG (2005) и ConocoPhillips (2013)», — отмечается в докладе.

Четырежды менялась модель управления проектом. «В 2009 году после целой череды скандалов и компромиссов был выработан сложный многоуровневый проект управления проектом через совместную компанию North Caspian Operating Company (NCOC), где каждый из его участников отвечал только за свой участок работ. Последнее четвертое изменение в управлении проектом произошло в июне 2014 года, когда во главе консорциума была поставлена ExxonMobil, сменившая на этом посту Agip, с целью интеграции процесса управления проектом и рисками в руках одного оператора, а не в нескольких компаниях», — описывают накал страстей авторы «Кашаганского пузыря».

Постоянно переносились сроки добычи нефти и увеличивалась оценочная стоимость проекта: в феврале 2006 года члены консорциума увеличили объем капитальных затрат с $9,8 до $14,8 млрд,, в начале 2007 года Eni заявила о том, что первый этап освоения Кашагана обойдется теперь в $19 млрд., почти вдвое дороже, чем по первоначальным оценкам. При этом полная оценочная стоимость проекта, рассчитанного на 40 лет, увеличивалась почти в 2,5 раза с $57 до $136 млрд.

кашаганПравительство взволновалось. «По условиям СРП, компании берут на себя все расходы на разведку, освоение и добычу, которые будут затем компенсироваться за счет продажи нефти. Чем больше растут расходы, тем дольше придется стране ждать своей доли прибыли», — поясняется в докладе.

Здесь также можно прочесть любопытные детали об очковтирательстве, воровстве, причастности чиновников, нарушении многих технических и экологических норм, многократном увеличении прогнозируемых выбросов, гибели тюленей и кильки, о заинтересованности банков в кредитовании и т.д.

«Похоже, что вместе со схлопыванием мирового нефтяного «пузыря» пришел конец и красивой сказке об «огромном море нефти под седым Каспием», которая активно продавалась руководством Казахстана и членами консорциума на мировом инвестиционном рынке. Реальность освоения Кашагана оказалась далеко не сказочной», — резюмируют авторы доклада.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.