Экспертное мнение: Компании квазигоссектора перекладывают свои обязательства на плечи государства

Алматы. 21 июня. КазТАГ – Сергей Зелепухин. Помимо официального госдолга Казахстан имеет «невидимые» долги, считает директор Национального бюро экономических исследований Касымхан Каппаров.

По его мнению, «невидимыми» гособязательствами Казахстана выступает внешняя задолженность квазигоскомпаний.

«В период высоких цен на нефть государственные компании бесконтрольно тратили огромные деньги на инфраструктурные проекты, покупку зарубежных активов и социальные проекты. Для финансирования этих расходов государственные компании агрессивно занимали за рубежом, и внешний долг квазигосударственного сектора вырос до $23 млрд», — заявил К. Каппаров на заседании круглого стола «Эффективность квазигосударственного сектора: вопросы и предложения».

По его информации, из $23 млрд внешних обязательств квазигоссектора $6 млрд составляет долг госбанков, в частности Банка развития Казахстана, остальные $17 млрд приходятся на обязательства ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерние структуры.

«Долговая нагрузка «Самрук-Казыны» по показателю Debt/EBITDA равна 5. Это означает, что текущий уровень долга равен доходу в течение следующих 5 лет. В 2015 году долг вырос на 10%. 80% этого долга — в иностранной валюте, в то время как доход в основном — в местной валюте, которая в 2015 году потеряла половину своей стоимости. С этого момента и начинаются проблемы», — подчеркнул эксперт.

Как считает К. Капаров, теперь по внешним обязательствам квазигоссектора вынуждено отвечать государство.

«После падения цен на нефть крупнейшие государственные компании оказались не в состоянии выплачивать внешний долг и обратились за помощью к государству», — пояснил он.

В результате государство в 2015 году было вынуждено предоставить ресурсы из Национального фонда, в частности для нацкомпании «КазМунайГаз» — в размере $4 млрд для снижения ее долговой нагрузки, добавил эксперт.

При этом он заметил, что указанное противоречит целям Нацфонда, которые были сформулированы при его создании в 2001 году: снизить зависимость казахстанской экономики от нефти и служить в качестве фонда будущих поколений.

«Большая часть госдолга остается «невидимой» для общества. Правительство официально не признало, что оно является конечным плательщиком по долгам госкомпаний», — продолжил эксперт.

По мнению К. Каппарова, накопленные госкомпаниями внешние обязательства будут «определять экономическое развитие страны и благосостояние граждан в долгосрочном периоде».

«Если в кратчайшие сроки не будут приняты необходимые меры, то правительство оставит будущим поколениям не накопления, а долги и серьезно подорвет возможности страны добиться устойчивого экономического роста», — уверен эксперт.

Чтобы этого не произошло, К. Каппаров предлагает предпринять несколько шагов.

«Первый шаг. Правительство должно признать наличие проблемы и включить «невидимый» долг в экономическую политику страны. Для этого в первую очередь необходимо создать рабочую группу по внешнему долгу госкомпаний под председательством премьер-министра», — считает эксперт.

Второй шаг, по его мнению, должен заключаться в том, чтобы «остановить дальнейший рост долгов нацкомпаний».

«И третий — самый важный шаг – установить контроль над «невидимым» госдолгом», — заключил он.