«В прошедшем году можно зафиксировать только большую неопределенность»

Сетевые СМИ об итогах 2017 года. Часть 2

Часть 1 здесь.

2017

«Казахстанский политолог подвел итоги 2017 года» — Известный казахстанский политолог Талгат КАЛИЕВ назвал главные тренды. Эксперт уделил внимание экономике и внутренней политике РК. Так, по его мнению, одним из главных трендов внутриполитической жизни Казахстана можно считать модернизацию общественного сознания «Рухани жангыру».

Не менее важным моментом Калиев считает и признаки обновления элит: «Назначения акимов из второго эшелона, последние назначения генпрокурора, председателей Верховного суда и Агентства по делам госслужбы дают основания говорить о начале нового призыва во власть».

Отдельно политолог подчеркнул переход на латиницу: «Пожалуй, это стало одним из самых дискутируемых вопросов года. Такого внимания наш язык не удостаивался за все годы независимости».

По мнению Талгата Калиева, «наезд» экс-президента Кыргызстана Атамбаева на Казахстан стал «хорошим тестом на состояние как общества, так и нашего медиаполя».

В качестве прогнозов на 2018 год эксперт предложил считать забастовку шахтеров накануне Дня независимости Казахстана. По его мнению, это намек на те трудности, которые ждут Казахстан впереди.

«Ключевым внутриполитическим трендом я бы назвал изменение формата взаимоотношений общества и власти. Мы определенно ушли от наследия Майлыбаева, когда идеологический сектор власти обитал на своей автономной планете, спуская оттуда невразумительные директивы, исключая любой намек на диалог. Достаточно вспомнить абсолютно ненаучные и бессмысленные инициативы того периода, многочисленные письма трудящихся, жесткий прессинг инакомыслия и курс на подавление любой инициативы, включая посадки журналистов. Сегодня мы видим освобождение Сейтказы Матаева, гибкое возвращение информационной инициативы Акордой, несравненно более тонкое модерирование внутриполитических дискуссий. Надеюсь, этот тренд сохранится в следующем году», — подытожил Калиев.

«Пятнадцать мгновений семнадцатого» — Самые обсуждаемые события минувшего года по версии газеты «Время» — EXPO-2017. Зимняя Универсиада-2017. Громкие убийства детей. Крушение самолёта санавиации. Скандал вокруг фильма “Феникс”. Забастовка шахтёров в Карагандинской области. Регистрация по месту жительства. Переход на латиницу. Обрушение дома в Шахане. Конфликт с Киргизией. Реконструкция центра Алматы. Успехи казахстанских артистов (Димаш КУДАЙБЕРГЕНОВ). Личная жизнь Баян. Без жезлов. Обязательное медицинское страхование.

«Как мы перенесли семнадцатый год» — «Новая газета – Казахстан» — Временная регистрация. ЭКСПО-2017. Поправки в законодательство о СМИ, Абаев. Модернизация общественного сознания, Латиница. Конфликт Казахстана и Кыргызстана. Димаш Кудайберген. Аресты в высших эшелонах власти. «Астана» в 1/16 Лиги Европы. Кризис сборной по футболу, Бородюк. Аблязов. Умер Бендицкий. Проспект Назарбаева. Забастовки нефтяников и шахтеров. «Қайда?» и «Зың-зың».

«Законы, вызвавшие общественный резонанс» — В 2017 году в Казахстане внесли изменения в Конституцию, приняли ряд новых законов, вызвавших резонанс. Одни эксперты характеризуют поправки, внесенные в некоторые законы, как положительные, другие полагают, что законы ограничивают политические права и свободы граждан.

Общественный резонанс в 2017 году вызвали поправки, предложенные в кодекс о недрах, а также закон о СМИ, проекты законов «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

«Главные финансовые новости Казахстана в 2017 году» — Уходящий год для Казахстана эксперты характеризуют как стабильный, с улучшением показателей в сравнении с 2015–2016 годами, чему способствовал рост сырьевого сектора. Для финансового сектора страны год был достаточно оживленным и насыщенным рядом как положительных событий, так и не очень. БВУ запомнились процессами консолидации, IPO и программой поддержки со стороны государства. Вспомним наиболее яркие финансовые события 2017 года, произошедшие в Казахстане.

Захар КУЗМЕНКО, экономист – «2017 – год заморозки ключевой реформы» — В целом можно отметить, что высокая доля и роль государства в рыночной экономике имеет много сторон. Помимо вышесказанного, в минувшем году можно отметить резкое усиление государственного влияния и госпомощи в банковском секторе. Бензиновый кризис, разразившийся осенью 2017, это тоже последствие почти стопроцентной доли государства в нефтепереработке. Сельское хозяйство и индустриализация находятся в застое только потому, что развитием этих секторов экономики занимаются чиновники, а не нормальные рыночные отношения.

Разворот в крайне важной реформе по снижению доли и роли государства в рыночной экономике говорит о смене экономической политики государства в 2017. Судя по всему, сейчас во главу всего опять ставится государство, а не рыночные отношения.

«Итоги года в казахстанском спорте: реформы, сенсации, провалы…» — В нечетные годы не проводятся ни Олимпийские игры, ни чемпионаты мира или Европы по футболу, то есть те соревнования, которые привлекают наибольшую зрительскую аудиторию. Тем не менее, в 2017-м было немало спортивных и околоспортивных событий, представлявших несомненный интерес. Итак, чем запомнится уходящий год казахстанским болельщикам?

«Итоги 2017-го: модернизация сознания, измененная Конституция, Шахан, шахтеры и чужие успехи» — Светлана РОМАШКИНА — Кажется, что это был год упущенных возможностей, когда многое можно было сделать иначе, что-то изменить: например, хотя бы перевести ТЭЦ на газ, или вообще сделать невероятное — выбирать градоначальников. Но, если всмотреться в уходящий год глубже, то можно заметить, что у многих не осталось иллюзий насчет происходящего.

Это был очередной год, когда преступники договаривались с правосудием, а общество продолжало быть одинаково толерантно ко всему: что к чиновнику, укравшему миллиарды и избежавшему возмездия, что к спортсмену, у которого отобрали олимпийскую медаль за допинг, что к традиционному потопу где-то за пределами Астаны и Алматы, что к апострофам, что к переименованию улиц.

Это год, когда разрыв между официальным, пропагандируемым сверху и тем, чем живут низы, стал как никогда огромен. Особенно это видно на примере «Рухани жангыру», третья модернизация сознания спряталась за общими словами, в которых так трудно найти смысл. В конце концов, модернизация сознания — это не брать многомиллионные кредиты на той, не плеваться на улице, создать нормальную систему общественного транспорта, не звонить агашке, когда ты пьяный сел за руль и сбил пешехода, не тратить миллиарды на постройку стеклянного шара в столице, в то время когда у тебя более шести тысяч населенных пунктов не имеют доступа к чистой воде.

Время, когда нас не слышат, продолжается. Но есть выход: мы можем научиться слышать друг друга. Автомобилисты — пешеходов, велосипедисты — автомобилистов, акимы – горожан, Даурен Абаев – журналистов, Ак орда — всех, а АрселорМиттал — шахтеров.

Редакция Exclusive – «2017 – урожайный на политические события» — Несмотря на видимую монотонность, уходящий год оказался на удивление содержательным в плане всевозможных внутриполитических новостей и внешнеполитического содержания. Возможно, кто-то уже подзабыл, но Казахстан в этом смысле стартовал с места в карьер и поддерживал этот темп до конца года.

«Тренды-2017» — Директор института национальных исследований Бурихан НУРМУХАМЕДОВ говорит, что основной тенденцией во внутренней политике была некая стабилизация в условиях кризиса.

Кандидат политических наук, гендиректор Центрально-азиатского фонда развития демократии Толганай УМБЕТАЛИЕВА перечислила пять политических трендов, наиболее ярко проявившихся в уходящем году.

Её коллега политолог Максим КАЗНАЧЕЕВ считает, что в условиях социально-экономического кризиса Акорда продолжает генерировать различного рода пиар-конструкции, которые призваны хотя бы частично отвлечь население и внутриэлитные группы от реального положения в экономике и социальной сфере.

Социолог, эксперт ИМЭП Серик БЕЙСЕМБАЕВ считает, что главным социальным трендом прошедшего года — это накопление негативных ожиданий в обществе.

Президент ОФ «Стратегия» Гульмира ИЛЕУОВА считает, что в прошедшем году можно зафиксировать только большую неопределенность.

Экономист Петр СВОИК считает, что главный тренд в экономике Казахстана за 2017 год — это топтание на месте.

Директор ОФ «Financial freedom» Расул РЫСМАМБЕТОВ говорит, что 2017 год прошёл под знаком момента истины банков.

«Какими громкими коррупционными разоблачениями запомнился 2017 год» —

Sputnik Казахстан узнал мнение политолога Султанбека СУЛТАНГАЛИЕВА о коррупционных скандалах и вспомнил о других крупных разоблачениях нечистых на руку людей — На первое место в этом своеобразном хит-параде я бы поставил судебный процесс над экс-министром национальной экономики Куандыком Бишимбаевым. И дело здесь не в количестве украденного (воровали и побольше), а в том, что обвинение в коррупции впервые предъявлено представителю высшего эшелона «болашакеров», тех, кто, по мнению многих, должен был составить новую гвардию президента. Беспочвенные иллюзии относительно новой честной и высокопрофессиональной формации чиновников, полагаю, окончательно развеялись даже у самых наивных.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.