Предприниматель Сейсембай остается за границей из-за допросов финполиции в Казахстане

Алматы. 11 января. КазТАГ – Казахстанский предприниматель Маргулан Сейсембай объяснил на своей странице в Facebook причины, по которым он остается за границей.

«Друзья, вы, наверное, заметили, что я уже долгое время нахожусь за границей. Чтобы не появились различные слухи и домыслы, напишу о причинах. Дело в том, что меня начали вызывать на допросы по делу моего бывшего партнера по K-Mobile и Bitel — Искандера Еримбетова. Его арестовали 11 ноября 2017 года по обвинению в отмывании денег. На самом деле, по моему мнению, его арестовали из-за его сестры Боты Жардемали, которая работала юристом у Аблязова (экс-глава совета директоров «БТА банка» Мухтара Аблязова – КазТАГ), так как особых бизнес-проектов в Казахстане у Искандера нет. Таким образом, следствие хочет добиться того, чтобы Б. Жардемали дала показания на М. Аблязова. Но это мои догадки», — говорится в сообщении.

По словам М. Сейсембая, его вызывает на допросы финансовая полиция. Следствие ведет межведомственная следственная группа с участием КНБ, финпола и прокуратуры. Но курирует все КНБ.

«Ничего не могу сказать о самом деле и причинах возбуждения уголовного дела кроме догадок, указанных выше. Но вопросы мне задают о сделке по K-Mobile и о сделке по Bitel. При этом требуют от меня, чтобы я сам доказывал свою невиновность и принес подтверждающие бумаги. Я им сказал, что бремя доказывания по закону, лежит на них, и что я не имею полномочий затребовать подтверждающие документы из других организаций. А так как эти сделки были в 2002-2006 годах, у меня нет сейчас подтверждающих бумаг. Я уже устал везде доказывать, что я не верблюд. Тем более, что я уже доказывал в Английском суде, швейцарскому генпрокурору, в суде Лихтенштейна и в казахстанском суде, что все деньги от этих сделок я инвестировал в «Альянс банк», который у меня забрали», — пояснил бизнесмен.

При этом он уточнил суть упомянутых сделок.

Как он отмечает, он купил K-Mobile в 2002 году за $12 млн. На тот момент у компании было $175 млн долгов перед американской компанией Motorola и $62 млн долгов перед казахстанскими банками. Итого, $237 млн долгов, подчеркивает М. Сейсембай.

«У компании было 220 тыс. абонентов и б/у-шное оборудование из Турции. Мы продали K-Mobile за $425 млн российской компании «ВымпелКом» (Beeline). На момент продажи, долг компании оставался в размере $75 млн. Количество абонентов достигло 670 тыс. На 70% оборудование было новым, купленным у компании Ericsson», — написал М. Сейсембай.

Касательно сделки по Bitel, он упомянул, что офшорные компании И. Еримбетова купили компанию за $110 млн в начале 2005 года. Сам М. Сейсембай участвовал как соинвестор. У этой компании также было устаревшее оборудование и много долгов, кроме того, не было денег на развитие, покупку нового оборудования, наращивание абонентской базы, отметил бизнесмен.

«А самое главное, у сына Акаева (экс-президента Кыргызстана Аскара Акаева – КазТАГ) начались проблемы, и он хотел продать компанию нам. После того как мы получили контроль над компанией, в Кыргызстане начались беспорядки. И в 2006 году мы продали 51% акций Bitel российской компании «МТС» за $150 млн. Кроме того, «МТС» подписал с нами соглашение, по которому он обязался выкупить остаток (49%) акций за $170 млн через год. Однако «МТС» не выполнило это соглашение, и мы подали на них в суд», — уточняется в сообщении.

«Я не собираюсь идти в политику или оппозицию, (…) что бы они про меня не подумали. Я просто останусь на ПМЖ за границей и буду продолжать заниматься тем, что у меня лучше всего получается — бизнесом, общественными делами, экологией и путешествиями. Дверью я не хлопаю, в Казахстан я приеду, как только будут гарантии безопасности моей семьи и меня. Врагов в Казахстане у меня нет. Казахстан я очень люблю, это моя Родина, и она со мной навсегда, какой бы она не была. (…) Всегда буду рад помочь соотечественникам, особенно бизнесменам, делать бизнес за границей. Органам следствия. Я готов продолжать давать показания или участвовать в дистанционных допросах через Skype. Все вышесказанное, можете также использовать как мои показания по двум сделкам. Все свои общественные программы и инициативы в Казахстане приостанавливаю в связи с невозможностью их осуществления на данный момент», — заключил М. Сейсембай.

Напомним, более 250 казахстанских физических и 8 юридических лиц попали в панамский список офшоров, сообщил международный консорциум журналистских расследований. В опубликованном консорциумом списке числятся 8 юрлиц, 265 физических лиц, 7 посредников и 243 адресов. Среди физических лиц указываются Ерлан Сагадиев, Бахыт Ниязов, Маргулан Сейсембаев и др.