Война Миров. 400 кг кокаина по линии посольства России в Аргентине

Дипломатические наркотики имеют более тяжелый резонанс, чем сугубо криминальные

Если каждый день к стойке регистрации в аэропорту Буэнос-Айреса будут подходить россияне с четырьмя килограммами кокаина, то никакой МИД не выдержит. Резонанса задержанию придает то, что не успела еще до конца отгреметь история с четырьмя центнерами кокаина, где фигурирует посольство Российской Федерации в Аргентине, а тут такой афтершок. В итоге получился целый фонтан информации к размышлению и поводов для озабоченности.

Формально в Аргентине прошла спецоперация аргентинских и российских спецслужб по пресечению мощного канала поставок кокаина из Южной Америки в Россию. Тянулась она долго, даже если брать отсчет от момента, когда в школе при российском посольстве нашли баулы с кокаином, поменяли в них наркотики на муку, снабдили GPS-датчиками и стали отслеживать маршрут. 389 кг кокаина для мировой наркоторговли – это не удар, однако в данном конкретном деле получилось много политики и геополитики.

кокаиновый скандал
Фото: новости.ru-an.info

Когда мука под видом «кокса» прибыла в России, там арестовали троих фигурантов и россияне предложили аргентинской стороне замять проблему, со словами вроде «мы больше не будем». В смысле: больше никаких «мутных» завхозов вроде Али Абьянова и больше порядка по линии дипломатической почты. Буэнос-Айрес подобный подход явно разочаровал и аргентинские спецслужбы пусть дозами, но всю информацию по существу передали в СМИ. После этого началось полномасштабное сражение в рамках информационной войны, где самыми активными участниками стали украинские сайты. Особо педалируется тема причастности к перевозкам самолета из Специального летного отряда (СЛО) России, находящегося в ведении администрации президента. Западные СМИ проводят прямую связь между наркотиками и российской дипломатией, точнее дискредитацией ее имиджа.

Скандал высветил целый узел проблем. Аргентина никогда не входила в число русофобских государств, даже наоборот, в целом здесь к России относятся с симпатией. Москва, в свою очередь, тоже старается делать дружественные жесты в адрес Буэнос-Айреса. К примеру, когда пропала аргентинская подводная лодка «Сан-Хуан», то последними, кто прекратил ее поиск, стали российские моряки с океанографического судна-разведчика «Янтарь». Поэтому кокаиновый скандал на южном фланге Латинской Америки для Кремля разразился совершенно некстати.

Мировая торговля наркотиками давно находится в сфере интересов мощных спецслужб. Существуют даже специальные исследования, которые показывают, что криминал в чистом виде осуществляет от 9 до 17% мирового оборота наркотиков, а все остальное под «силовиками» и спецагентами в конкретных штаб-квартирах (чаще всего фигурируют США и Израиль). Поэтому заявления аргентинских правоохранительных органов про то, что нити поставок ведут наверх российской властной пирамиды, ложатся на подготовленную почву.

Дмитрий Песков, пресс-секретарь Кремля, по всем вопросам с кокаином отправил интересующихся в российский МИД. Однако Министерство иностранных дел хоть и является официальным держателем юрисдикции посольства в Аргентине, но в реальности не единственная власть на обозначенной территории. Армия, разведка, контрразведка и другие структуры государственной безопасности имеют своих резидентов в штатах посольств и прочих дипломатических ведомств с давних времен и это устоявшаяся практика. И здесь именно немидовцы выступают главными кураторами конкретных уполномоченных лиц, способных создать проблему в самый неподходящий момент. Теоретически вместе с МИДом по кокаиновому скандалу должны отдуваться ФСБ, ФСО, ГРУ и прочие игроки со специфическими задачами.

Версия о том, будто Николай Патрушев, секретарь Совбеза РФ, прилетал в Аргентину специально для вывоза кокаина бортом СЛО, не выдерживает никакой критики. Даже будь в баулах тонны кокаина – это слишком мелко для фигуры, обладающей реальной властью в России, чтобы опускаться до уровня наркокурьера. Визит Патрушева свидетельствует о степени важности и сложности сложившейся ситуации, которая заставила его лично участвовать в переговорах с аргентинской стороной и тушить скандал, который возник совершенно не вовремя.

Хорошо видно, что Буэнос-Айрес проводил дружественную по отношению к Москве линию все время кокаинового скандала. Аргентинцы дали возможность сохранить лицо российскому послу Виктору Коронелли (он давно работает в этой стране и в хороших связях с местными политиками и чиновниками) и со своей стороны проявили максимально возможную сдержанность. Правда, они не могли совсем спустить ситуацию на тормозах, что и продемонстрировал слив материалов громкого дела в СМИ. Видимо, сказалась разница менталитетов. Буэнос-Айрес хочет гарантий, что подобных вещей по линии посольства России больше не будет, чьи бы интересы кокаин ни затрагивал.

Скандал ставит в повестку и степень подсудности влиятельных и богатых российских лиц, имеющих прочные связи в элите. Почему, например, Андрей Ковальчук, предлагавший услуги по вывозу интересного груза в Россию на частном самолете находится на свободе? Кто вообще эти люди с мутными схемами и прочными связями, постоянно ошивающимися при госструктурах и решающие собственные задачи, никакого отношения к государственным не имеющие? Будет ли кто-нибудь проводить их фильтрацию хотя бы на будущее?

Конспирологические версии рассматривают 400 кг кокаина в контексте тщательно проработанной провокации со стороны американских спецслужб. Принимая по внимание ресурсы, которыми обладают США, для них четыре центнера наркотиков совершенно подъемная во всех отношениях вещь, ради достижения громкого эффекта. Моральный облик современных российских функционеров, падких на деньги в различных их проявлениях, поставляет достаточный контингент для вербовки. Из материалов дела не следует, что вскрытый канал поставки кокаина был постоянно действующим. А когда «на шару» пытаются провезти не один-два баула, а сразу 389 кг – это дает поле жизни для версии с провокацией. Правда, снова всплывает фигура Ковальчука. Он кто? Человек, которого использовали в темную, полагаясь на явно выраженную жадность и склонность к преступным действиям? Когда сотрудники посольства занимаются контрабандой сигарет, алкоголя, художественных ценностей, то с этим как-то свыклись, а вот у наркотиков все-таки иной имидж и стереотипы восприятия.

Как бы то ни было, но главный груз негатива по кокаиновому делу ложится на российскую дипломатию. В свете гибридной войны России с Западом МИД превратился в форпост противостояния, поэтому вопросы кадров, внутренней субординации, взаимоотношений со спецслужбами, вороватости и злоупотребления служебным положением из «бытовых» превращаются в вещи политической важности, где любой промах используется в информационной войне. Теперь по российским информационным каналам распространены сведения, что арестованы уже 23 человека по кокаиновому делу, то есть разоблачена и вскрыта целая сеть. Если ничего не делать с людьми, которые переходят дорогу своей стране, то их пути могут запросто совпасть с маршрутами очень мощных и изобретательных врагов государства.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.