«Байбек готов отказаться от курорта на Кок-Жайляу, если общественность будет против» — Застройщики и власти Алматы определили основные параметры проекта по возведению курорта в национальном парке Кок-Жайляу. Полностью изменили концепцию проекта, и он начнёт разрабатываться только после одобрения общественности, заявил на отчётной встрече аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК.
Основные параметры новой концепции технико-экономического обоснования во время специально созванного круглого стола сообщил директор строительной компании ТОО Almaty Mountain Resorts Наиль НУРОВ.
Высказал свою позицию об обновлённом проекте Кок-Жайляу и глава города Бауыржан Байбек. По его словам, строительство курорта начнётся только после того, как его одобрит общественность — «Мы привлекли к разработке проекта известную французскую проектную организацию PGI. Независимую экспертизу строительства курорта будет делать австрийская компания, имеющая опыт в 50 проектах в 11 странах мира, а оценку воздействия на окружающую среду – экологи с мировым именем. С учётом требований Орхусской конвенции ООН по завершении корректировок проект будет вынесен на широкую общественную экспертизу. Если горожане поддержат этот проект, мы будем его реализовывать».
Аким города напомнил, что в обновлённом проекте не будет частных объектов, что также снизит пагубное воздействие на окружающую среду – «Если в итоге минусов будет больше, чем плюсов, этот проект не будет реализован. Говорим об этом сразу и прямо. Никто не хочет никому ничего доказывать. Мы думаем только об интересах города».
Маргарита БОЧАРОВА — «Почему все снова заговорили о Кок-Жайляу?» — Из отчетной встречи акима Алматы Бауыржана БАЙБЕКА горожане узнали, что уже в июне 2018 года акимат вынесет на всеобщее обсуждение обновленный проект круглогодичного курорта, который расположится в заповедном урочище Кок-Жайляу.
Зачем понадобилось разрабатывать новое технико-экономическое обоснование курорта Кок-Жайляу, если на ТЭО и ПСД ранее уже было потрачено порядка 2,7 млрд тенге?
Первоначальная документация по проекту обладала двумя существенными недостатками: во-первых, строительство курорта для республиканского бюджета выходило чрезвычайно затратным ($450 млн) и, во-вторых, разработчики столкнулись с сильной негативной реакцией общественности. В результате, проект строительства не получил средств ни из городского, ни из республиканского бюджетов. В октябре 2015 года городской маслихат инициировал оптимизацию бюджета Алматы на 30,4 млрд тенге, бюджетная заявка на выделение средств из госказны на 2016 год также не была поддержана. Между тем Байбек на прошедшей отчетной встрече заявил, что в свое время проект был приостановлен, прежде всего, из-за отсутствия общественного консенсуса. Разработка нового ТЭО для Кок-Жайляу обошлась городскому бюджету в 200 млн тенге.
Чем конкретно была недовольна общественность?
Во-первых, нарушением природоохранного законодательства, согласно которому, на территориях национальных парков (Кок-Жайляу расположен в Иле-Алатауском нацпарке) всякое строительство запрещено. Во-вторых, строительство курорта способно нанести ущерб почвенному, растительному покрову, животному миру урочища. Его сооружение создаст опасность схода лавин, селей и оползней. В-третьих, застройка предгорий неблагоприятным образом скажется на состоянии и так загрязненной атмосферы города. В-четвертых, опыт реализации аналогичных проектов в Казахстане — негативный, они создают значительные коррупционные риски. В-пятых, строительство курорта лишит Иле-Алатауской нацпарк шансов на попадание в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО (парк включен в предварительный список с 2002 года). С декабря 2011 года открытое письмо с перечислением всех аргументов против строительства курорта подписало уже 16,5 тыс человек. Подписная кампания продолжается до сих пор.
Ермек ТУРСУНОВ – «Очко за позу» — В последнее время всё чаще стали выступать «от имени народа» против строительства горнолыжного курорта «Кокжайлау», обвиняя при этом будущих строителей в коррумпированности и варварском отношении к природе.
Вначале, как обычно, был брошен клич. Его тут же подхватили и принялись раскачивать. Цель до примитивного проста: есть повод обратить внимание. В первую очередь – на себя. Согласитесь, занятый человек не будет заниматься такими вещами. Ему некогда. Тут нужны, в основном, бездельники, которые видят в этом лишний повод «засветиться». Нужна «массовка». На их фоне в выгодном свете будут представлены «вожди». Наш несчастный Сорбулак в этом смысле послужил карьерному росту многих нынешних деятелей…
А поза… Поза – это дань актуалитету. Что-то вроде моды. Или золотухи. Когда нос по ветру. Конъюнктура момента. Театральность. Жгучее желание прорваться на сцену. В данном случае: выступил «против» Кокжайлау – получи очко за позу. Выступил «за» – подвергся всеобщему улюлюканью.
Вот я выступаю – «за». И я понимаю – чем мне это грозит. Сколько теперь выльется на мою голову. Но я тоже по-своему, тихо и без лишнего пафоса, люблю этот город, люблю эту землю – поэтому и вернулся, а не остался где-то там, «в америках». Люблю эти горы. Люблю всех, кто живет тут, со мною рядом и болеет за общее дело. И я не выступаю «от имени народа».
Зира НАУРЗБАЕВА – «Позы, бубны и Кок-Жайлау» — Я бы не стала писать про строительство горнолыжного курорта на Кок-Жайлау, так как трудно сказать что-то новое по этому вопросу.
Короче, объективный расклад ситуации есть в статье Азамат Джолдасбекова «Как нам обустроить Кок-Жайлау», к нему и добавить нечего… Поэтому я и не писала на эту тему, а молча подписывала протесты против строительства курорта.
Как вдруг известный режиссер, в последние годы претендующий на статус совести и чести нации, выскочил со странной статьей, озаглавленной не менее странно «Очко за позу». Весь текст состоит из демагогических фраз, таких как «Хорошо ненавидеть богатых и выступать в пользу бедных. Пусть даже если сынишка кого-то из бедных побил и забрал деньги у сынка богатого. А потом его поймали и вызвали родителей в школу. И те скривились, но вернули деньги. Все равно большая часть свидетелей инцидента в душе поддержит сынка бедных и про себя даже похвалит его…».
Дальше в статье Ермека ТУРСУНОВА опять много демагогии. Так пишут, когда есть заказ (внешний или внутренний), а сказать по существу нечего. А еще трусливые и грязные наезды на одного из лидеров движения «Защитим Кок-Жайлау» Ажар ДЖАНДОСОВУ. Много странных намеков, но имя не упоминается, и в суд не подашь, и не ответишь. Выглядит все это… Пахнет…
И еще один пассаж от «совести и чести», заданный как бы от лица «экологического талибана» (такой вот ярлык режиссер придумал для абсолютно светских гражданских активистов, в рамках закона протестующих против строительства в заповедной зоне): «Я понимаю, что акимат априори – враг. Правительство тоже. И все, кто там сидит, все они сволочи, казнокрады и рвачи. А те, кто хочет получить заказы на строительство, – тоже ничем не лучше. Вся эта гоп-компашка давно уже всех достала». Что тут сказать? Иногда кажется, что Ермек, как бы выступая в защиту строительства, на самом деле хотел вызвать у читателей совсем другие эмоции. Да, достали распилы, ЭКСПО, пантеоны, бесконечный некачественный ремонт дорог, бесконечные замены бордюров и урн с национальным узором, будто деньги налогоплательщиков больше закопать некуда.
Вадим БОРЕЙКО – «Ажар Джандосова: Есть ощущение, что ситуация с Кокжайлау поменялась» — Один из лидеров движения «Защитим Кокжайлау» Ажар ДЖАНДОСОВА о том, откажется или нет аким Алматы от строительства горнолыжного курорта в уникальном урочище — «Речь идет о полной смене концепции курорта. Раньше нам говорили, что городу нужен якорный проект, который привлечет много туристов и инвестиций, создаст немало рабочих мест и будет иметь мультипликативный эффект. Сейчас мы обнаруживаем, что проект превращается в якобы социальный. Уже ни о каких сотнях тысяч иностранных туристов речь не идет.
Мы просто рады, что наши доводы о том, что трассы на Кокжайлау абсолютно не подходят для международного курорта (там только «черные», для экстремалов, и «зеленые», для детей и начинающих. – В. Б.), всё-таки возымели свое действие. И наши доказательства были приняты. Конечно, никто из акимата не скажет вслух: да, это вы нам доказали. Они будто бы сами пришли к такому выводу. Ну, пускай.
Урочище Кокжайлау в том виде, в каком оно сейчас есть, само по себе является прекрасным социальным проектом и объектом. Если бы его не было, его надо было создать. В центре многих крупнейших городов – Нью-Йорке, Сингапуре – заложены огромные рукотворные парки, в которых воссоздавались ландшафты первозданной природы. А мы этот уникальный уголок получили даром».
«Слишком не равны силы» — Общество не верит уверениям властей о том, что они смогут построить горнолыжный курорт, не нарушив хрупкий экологический баланс. Проблема доверия вновь вышла на первый план еще и потому, что даже тендер на разработку ТЭО проведен с грубейшими нарушениями. Есть все основания считать, что на территории Кок жайляу появятся не только гостиницы, но и роскошные особняки.
Ажар Джандосова, лидер общественного движения «Защитим Кок-Жайляу» считает, что территорию парка нельзя трогать в принципе. Ее оппонент Куат Домбай предлагает все же развивать проект при условии, что там не будет девелоперской составляющей. Журналист Вадим Борейко рассказал о том, почему власти так настойчиво хотят реализовать этот проект и чьи интересы за ним стоят.
Вадим БОРЕЙКО – «Что такое Орхусская конвенция и с чем её едят люди Байбека» — Вадим НИ, юрист в области экологического права, председатель Экофорума общественных организаций Казахстана, в прошлом член Комитета ООН по соблюдению Орхусской конвенции – «Она была подписана 35 странами в датском городе Орхус 25 июня 1998 года. И впервые регламентировала на международном уровне экологические права. Ее конкретные положения должны прямо применяться на национальном уровне. Они предусматривают право граждан: — на благоприятную окружающую среду; — на доступ к полной информации о проектах, влияющих на экологическую обстановку; — на участие общественности в процессе принятия нормативно-правовых актов и решений по таким проектам; — на доступ к правосудию, касающемуся окружающей среды, то есть возможность для граждан и общественных организаций обжаловать три аспекта: если экологическая информация не предоставляется; если обсуждение прошло, но были нарушения; если нарушено природоохранное законодательство…
В декабре 2012 года правительство приняло план развития туризма в Алматы и Алматинской области. Я лично от Экофорума подавал запрос в правительство, что по этому плану нужно было проводить общественное обсуждение. Но его не было. И здесь нарушена как раз та часть конвенции, которая предусматривает обсуждение на уровне планов. Ведь, когда план принят, уже трудно его обжаловать, и возможности для общественности ограничены. А в этом плане было «забито» строительство курорта на Кокжайлау».
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.