Банкиры продолжают оставаться самостоятельными игроками на мировом поле. История пропажи более 10 млрд евро ливийских денег с замороженных счетов в бельгийском Euroclear Bank это лишний раз подтверждает. Похоже, на свете уже не осталось мест, где те или иные миллиарды могут спокойно дожидаться своих законных либо относительно законных хозяев. Им везде и всегда «приделают ноги».
До обнаружения гигантских запасов нефти и газа Ливия богатой страной не считалась. Однако углеводороды резко повысили ценность пустынь, под которыми они находятся. Колоссальные природные богатства и небольшое количество населения изначально создает ситуацию, при которой на данную территорию кто-нибудь может позариться. Муаммар Каддафи, как государственный деятель, выходец из военной среды и успешный госпереворотчик, отдавал в этом отчет.
Находясь под политической «крышей» СССР, Ливия с 70-ых гг. XX века пыталась обзавестись ядерным оружием, для чего работала со специалистами и компаниями из самых разных государств, от ЮАР до Северной Кореи. Однако все это закончилось безрезультатно. Геополитическая капитуляция Советского Союза и его последующий распад заставили Триполи встраиваться в новый мировой порядок. Каддафи щедро тратил деньги на подкуп европейской политической элиты (в первую очередь французской и итальянской), однако так и остался для нее чужим.
Со своими идеями золотого динара (накопленный золотой запас Ливии внушал уважение) в эпоху дикретивных денег, деривативов и других «ценных бумаг» с воздушным наполнением Муаммар Каддафи быстро попал под каток «арабской весны». Англо-французскому спецназу и частным военным компаниям пришлось повозиться, однако в конце концов лидера Джамахирии глумливо ликвидировали. Денег же после него осталось очень много.
Первыми пропали ливийские счета в арабских банках. Каддафи всю жизнь являлся приверженцем панарабизма, который на поверку оказался такой же химерой, как панславизм или пантюркизм. С Европой сложнее. Лондон, Париж и Рим сразу удержали из ливийских активов все издержки за проведенную против Ливии же военную кампанию. Потом у денег Каддафи началась долгая череда приключений.
Фундаментальной проблемой ливийских активов в странах Евросоюза стала игра с их правовым статусом. Формально они размещались в европейских банках и фондах как государственные средства Джамахирии. Однако им постоянно навешивались ярлыки личных денег Муаммара Каддафи, его сыновей, других родственников или соратников. Под это дело миллиарды в меру возможностей и изобретательности различных схем находили себе новых владельцев.
Надо сказать, что новые власти Ливии при всей неустойчивости их легитимности, постоянно держат ливийские активы в поле своего внимания и предпринимают усилия по их репатриации в страну происхождения. А тут такой нокаутирующий финансовый удар со стороны Бельгии. Бельгийское министерство финансов заявило, что никаких решений о размораживании авуаров не принимало. Но десятка миллиардов евро из 16,1 на момент заморозки все равно на счетах нет.
В мире полно историй, как в банках воруются миллиардные суммы при негласном одобрении регулирующих и надзорных органов. Ясно, что подобное «невмешательство» щедро оплачивается. И все-таки если подобные вещи происходят в Казахстане или России, то комментарии сводятся к несовершенству механизмов, не способных обуздать личные алчность и корыстный интерес. А вот когда ровно то же самое в Бельгии – эксперты впадают в ступор. Получается, что банкиры везде одинаковые и их взаимоотношения с уполномоченными государственными органами складываются и функционируют по единым лекалам.
Теперь становится очень трудно провести грань между «банановыми» и «респектабельными» банками. Получается, что куда ни приткни десяток-другой миллиардов, везде есть механизмы по их разворовыванию и «пропаже». Десятилетиями наработанный имиджевый капитал тех же европейских банков рассыпается в пыль от столкновений с исчезнувшими миллиардами евро на замороженных счетах. Слухи о том, будто глобализация выравнивает правила игра, на примере денег в банках подтверждаются полностью.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.