«Казахстан и Средняя Азия: уходят ли они от России к США?». «ЧП союзного масштаба, или Почему наши писатели боятся, что их начнут читать». «Почти полвека без питьевой воды живёт одно из сёл в Алматинской области». «Вся наша жизнь – сплошные хайпы»

Сетевой Казахстан 3 мая 2018г.

Фото шибутов

REGNUM.RU. Марат ШИБУТОВ – «Казахстан и Средняя Азия: уходят ли они от России к США?» — Казахстан и страны Средней Азии в последнее время привлекают к себе много медийного внимания. Чаще всего звучит вопрос: не являются ли последние события в регионе попыткой отдалиться от России и перейти на сторону коллективного «Запада» или Китая? Попробуем рассмотреть ситуацию детально… Как бы ни хотели американские и британские эксперты, приезжающие в Астану и Ташкент, объединения Казахстана и стран Средней Азии в один союз, но их надежды беспочвенны. Единственный и последний раз за последние 2000 лет эта территория объединялась по собственной воле в Западно-Тюркский каганат с 603 по 704 год, а все остальные случаи объединения были инициированы пришельцами извне. Слишком в регионе разные природные условия, ресурсы, народы и культуры, чтобы предложить что-то лучшее и большее, чем просто взаимовыгодное соседство.

TIME.KZ. Тулеген БАЙТУКЕНОВ – «ЧП союзного масштаба, или Почему наши писатели боятся, что их начнут читать» — В Союзе писателей Таджикистана скандал. Новый председатель, поэт Назим КОСИМ, организовал проверку членов объединения на предмет профессиональной состоятельности. В результате 40 человек лишились членских билетов. Выяснилось, что в ряды писателей затесались совершенно случайные люди вроде авторов пособий по медицине и политологии. В итоге организаторы ревизии заявили: прием в Союз писателей в последние годы стал настолько напоминать комедию, что литераторами стали даже те, кто не мог грамотно написать автобиографию. В ответ одна из писательниц подала на руководство союза в суд, оценив ущерб своим чести и достоинству в $17 тысяч… На этом фоне свежо и самобытно выглядит даже новость о том, что наследники Жамбыла ЖАБАЕВА просят исключить из членов Союза писателей Мухтара ШАХАНОВА за его неуважительные слова в адрес их легендарного предка.

Петр СВОИК – «Скотобаза» — Программа эта, тянувшаяся фактически с 2010 года, начиналась весьма пафосно, включая намерение не только закрыть все потребности Казахстана по мясу, но и выйти к 2016 году на экспорт 60 тысяч тонн говядины. Финал же — без фанфар — таков: в 2016 году мы отправили на экспорт всего 6,8 тысячи тонн мяса, а в 2017-м — только 5 тысяч тонн. И эти данные не я откопал в статотчетах, это слова премьера при заслушивании концепции программы развития мясного животноводства на 2018-2027 годы.

Фото ослик

Сандугаш ДУЙСЕНОВА – «Ослик выручает» — Почти полвека без питьевой воды живёт одно из сёл в Алматинской области. Забытый властями аул Большой Дихан всего в нескольких километрах от Китая. Здесь нет дорог. Сотовая связь не работает. Нет медпункта и аптеки. Если кто-то заболеет, на помощь рассчитывать не приходится. Местные жители — около двухсот семей — вспоминают, что когда-то жили богато. В советское время здесь был овцеводческий колхоз “Октябрь”. В хозяйстве насчитывалось до 50 отар. Каждый чабан имел в стаде до 500 баранов.

CARAVAN.KZ. «Загадка для мажилисменов: почему Казахстану постоянно угрожает дефицит воды» — Проблемы трансграничных рек не решаются годами. Мало того, некоторые со временем лишь становятся серьезнее. Так, среднегодовой сток трансграничной с Россией реки Урал и его притоков постоянно уменьшается. Специалисты связывают этот факт с заилением русла и разрушением береговой линии водной артерии. А по трансграничным с Кыргызстаном Чу и Талас специалисты вообще прогнозируют сокращение водных запасов на 40 процентов в течение ближайших пятидесяти лет. Периодические недопонимания с Узбекистаном, который то не дает воды для Мактааральского района ЮКО, то, наоборот, сбрасывает ее чересчур много, уже стали делом привычным.

AZATTYQ.ORG. «Кто заполучил активы Стати в Мангистауской области?» — В Верховном суде Казахстана проходит разбирательство по делу о предполагаемом незаконном завладении местными компаниями частью активов молдавского бизнесмена Анатола СТАТИ. Атырауский юрист считает, что переданное в собственность государства спорное имущество оказалось в частной собственности сомнительным путем.

IACENTR.RU. Денис КРИВОШЕЕВ – «О растрате 3 триллионов тенге и «расстрельной банковской тройке»» — Некритичность НБ РК в оценке предполагаемых рисков фактически привела к растрате трех триллиона тенге. К тому же давление денежной массы ускорит темпы инфляции в стране и затормозит экономический рост. Очевидно, что ни «ЭксимБанк», ни «Банк Астаны», ни Qazaq Banki не должны были попасть под критику хотя бы потому, что их размеры настолько незначительны, что даже их исчезновение с рынка ничего не изменит в банковском секторе. Все претензии должны быть адресованы другим институциям, получавшим помощь от государства. В свете всех этих фактов позволим себе предположить, что глава НБ РК не спроста отказался от идеи стресс-тестирования банковского сектора, хотя идею одобрили все, включая главу государства. Судя по всему, ни одна из финансовых структур не в состоянии его пройти. Куда проще каждый раз приносить в жертву очередной банк, перекладывая на нее весь груз ответственности, чем признать огромные проблемы финансового сектора. Вопрос только в том, сколькими еще можно пожертвовать безболезненно.

KAPITAL.KZ. Николай ДРОЗД – «Что происходит на рынке кредитования?» — Первым выбором «очищенного» банковского сектора может стать активизация розничного кредитования. Регулятор и большинство экспертов сходятся во мнении, что нижняя точка стагнации кредитования пройдена. Несмотря на то, что объемы совокупного кредитного портфеля за три месяца этого года снизились примерно на 2%, а по отношению к заемщикам из корпоративного сектора снижение было еще более значительным, если исключить эффект списания проблемных кредитов и оценивать только новые выдачи, картина выглядит несколько иной.

FORBES.KZ. «Что происходит на Кашагане» — Новости вокруг одного из самых крупных месторождений не только в Казахстане, но и в мире, вызывают в обществе неоднозначную реакцию. Недавние пессимистичные прогнозы по добыче на Кашагане вновь заставили заговорить о том, что там еще не все в порядке, и что, скорее всего, самый затратный нефтяной проект Казахстана может «сдуться». Не помогли и недавние комментарии Минэнерго Казахстана, в котором назывались различные цифры по уровню добычи и прогнозам. В эксклюзивном интервью управляющий директор консорциума NCOC Бруно ЖАРДЭН ответил на критику и уточнил цифры.

TENGRINEWS.KZ. «В монетах и купюрах. Сколько всего денег в Казахстане» — Согласно данным Нацбанка РК, общее количество денег в республике составляет 18,7 триллиона тенге. При этом в обращении в виде банкнот и монет находится 1,8 триллиона тенге. Именно эта сумма передается из рук в руки среди казахстанцев. На счетах и банковских карточках лежит три триллиона тенге. Депозитов в национальной валюте — 8,5 триллиона тенге. Депозитов в иностранной валюте — 5,4 триллиона тенге. Всего в Казахстане на 1 апреля этого года действовали 20,1 миллиона платежных карточек, 9 600 банкоматов, около 132 тысяч POS-терминалов, 838 банковских киосков, работали 32 банка.

365INFO.KZ. «54 млрд тенге ушло из Казахстана за первый квартал 2018 года» — Спрос на денежные переводы растет. По итогам 1 квартала общий объем составил почти 173 млрд тенге, что на 24% выше показателей 2017 года. Рост связан с тем, что население стало чаще отправлять деньги за рубеж. В большинстве случаев в страны дальнего зарубежья – Китай и Турцию.

«Нет национальной идеи — нет бренда Казахстана» — Нельзя продвигать то, чего нет, — так заявила Асель КАРАУЛОВА на недавнем Kazakhstan Growth Forum. Вообще, дискуссия на тему имиджа Казахстана и национальной идеи сподвигла многих экспертов на резкие и порой противоречащие друг другу заявления. Можно сказать, каждый видел свое. Экономисты и предприниматели говорили об экономический стороне вопроса, пиарщики — о культурных аспектах. Тем не менее, сошлись в одном — с имиджем проблемы. Создать четкую идентификацию страны в глазах мирового сообщества у Казахстана пока не получается. Нас воспринимают как «просто страну».

Фото ергалиева

REZONANS.KZ. Гульжан ЕРГАЛИЕВА – «О языке» — Считаю, прошедший случай в Казкоммерцбанке, созданный турецким гражданином, не должен стать проходным моментом в нашей общественной жизни. Должны быть извлечены определенные уроки и выводы. И не только внутри общества, но и на уровне государственных институтов. Здесь есть две стороны вопроса, которые должны оказаться в поле нашего внимания.

Первое. Как следует расценивать подобные действия турецкого гражданина, использующего запись на телефон и его дальнейшее распространение в сети — как свободу действий или нарушение порядка?

Второе. Предлагаю на законодательном уровне предусмотреть административное наказание за распространение в СМИ, соцсетях, публичных местах и в личных отношениях оскорбляющие национальное достоинство людей термины, как манкурт, мамбет, орыскул и другие (органы государственной экспертизы должны выявить этот ряд определений). Последовать примеру США, в которых существуют строгие меры пресечения против расизма, к проявлению которого относятся оскорбления по национальному, языковому и даже внешнему признаку…

MATRITCA.KZ. Марат ТОЛИБАЕВ – «Что такое «хайп»?» — Что такое «хайп»? Это иностранное слово, означающее шумиху, ажиотаж, бурную дискуссию, массовое обсуждение, скандал, назойливую рекламу, эмоциональное возбуждение и т.д. Хайп бывает коммерческий, социальный, политический… Вся наша жизнь – сплошные хайпы. Но хайпы хайпам – рознь. Если это полезные хайпы, то надо их поддерживать, и с их помощью добиваться благородных целей. Если это вредные хайпы, то лучший способ борьбы с ним – это полный игнор. На него не надо реагировать, и он умрет. Потому что хайп живет только благодаря вниманию и реакции публики.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.