Издание Georgetown Security Studies Review опубликовало аналитическую статью под названием «Is a Russian Invasion of Kazakhstan on the Horizon?» — «Грозит ли Казахстану российское вторжение?».
В ней говорится так: «Россия так же, как и в случае с Крымом, вторгнется в Казахстан, скорее всего, в целях обеспечения защиты интересов своей безопасности и русско-славянских этнических меньшинств в момент наибольшей уязвимости (соседнего) государства. В Казахстане у России имеется ряд таких нуждающихся «в защите» активов, как военные объекты, космодром «Байконур» и различные казахстанские нефтеперерабатывающие заводы, на которые россияне рассчитывают.
Публично Путин заявит о своей ответственности защищать русских людей, зона расселения которых тянется полосой вдоль северного приграничья Казахстана, и ему не придется заходить слишком далеко для обеспечения их безопасности. В общем, характеризуемый высокой географической концентрацией интерес, раздробленное казахское государство и открытая степь поспособствуют достижению быстрой военной победы.
Маловероятно, что Путин окажется столь смелым, чтобы предпринять военные действия против какого-нибудь европейского государства. Любая дальнейшая открытая экспансия в направлении Европы вызовет серьезную ответную реакцию со стороны параноидального Запада. А вот вторжение в Казахстан при предполагаемом в 2020 году транзите власти явилось бы такой сопряженной с незначительным риском акцией, на который Запад в плане предприятия актов возмездия отреагирует минимально или вообще не отреагирует.
Оно обеспечит сохранность российских активов, защиту этнических русских и повышение рейтинга одобрения перед выборами 2024 года в России. Для Путина- оппортуниста это будет самое подходящее время, чтобы вторгнуться в пределы государства, которое, по его разумению, не ту сторону выбирает».
Старая история, которая повторяется вновь и вновь постольку, поскольку официальная Астана продолжает играть в молчанку в условиях, когда прилагаются недюжинные усилия к тому, чтобы от огня российско-украинских распрей зажегся еще пожар гражданской смуты также на территории Казахстана. Насколько такая постановка проблемы должна восприниматься как актуально важная? На этот вопрос нет ясного ответа.
Пока же ситуация при взгляде из Казахстана представляется таковой. Отчего же это РК должна восприниматься как первая в ряду нервничающих соседей России из-за аннексии Крыма, если она состоит во всех межгосударственных политических, военных и экономических ассоциациях, инициированных Москвой?! Казахстан, в отличие от Украины, никаких проблем Кремлю не доставлял и не доставляет. Для Москвы Астана является наиболее бесконфликтной постсоветской столицей. Так почему Россия должна, демонстрируя недружелюбие, создавать себе проблему там, где ее не было и не предвидится?!
Но вот что при этом еще обращает на себя внимание. И то, что произошло уже с Украиной, и, тем более, то, что сейчас происходит с Казахстаном, усиленно внедряемым в роль яблока раздора между Россией и Китаем, подозрительно сильно напоминает шестилетней давности предупреждение Хиллари Клинтон, которое она озвучила, будучи еще госсекретарем США. Она тогда, напомним, охарактеризовала еще только планировавшийся в то время Евразийский союз как «шаг к повторной советизации региона», а потом еще и добавила: «Мы знаем, какова цель, и мы пытаемся выработать эффективные способы его замедления или предотвращения». Для недопущения успеха ЕАЭС, как известно, недостаточно было помешать включению Украины в этот процесс, нужно теперь еще выключить из него Казахстан, поскольку именно он является наиболее подверженным влиянию Запада страной-членом в этом экономическом союзе, служащем базой для формирования нового постсоветского межгосударственного объединения.
Тут мы далеки от того, чтобы обвинять кого-то в злокозненных замыслах и поступках. Сейчас уже ясно, что Казахстан, как и Украина, превращается в жертву геостратегических столкновений глобальных игроков. Это – две самые важные для России страны ближнего зарубежья. Отсюда, как нам представляется, и все проблемы.
Вновь и вновь повторяющееся выдвижение Казахстана на первую позицию в ряду потенциальных жертв интервенции России по модели аннексии Крыма, рано или поздно может сработать. Сработать с тем, чтобы дать искомые результаты тем, кто добивается недопущения, скажем так, «повторной советизации» на постсоветском пространстве, при отсутствии внятно проводимой собственной политической линии и сколько-нибудь эффективной – образно говоря – контрпропаганды. Может сработать, так сказать, согласно закону перехода количества в качество.
Поэтому таким инсинуациям из-за границы должна быть дана гласная оценка официальной Астаной, ибо молчание может восприниматься в качестве знака согласия.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.