Алматы. 20 ноября. КазТАГ – Тулкин Ташимов. По закону лишиться статуса политического беженца казахстанский экс-банкир Жомарт Ертаев вполне может, и в этом нет ничего чрезвычайного, считает управляющий партнер юридической компании «LZ & Partners Group» Лейла Зульфугарова.
«Основания для лишения статуса политического беженца (в России – КазТАГ) имеют более широкое толкование, и, можно сказать, что в законодательстве указаны общие основания, а в каждом конкретном случае решение о лишении статуса остается на усмотрение стороны, принявшей решение о предоставлении политического убежища. Понятно, что такие критерии как «соображения государственной безопасности» или участие такого лица в деятельности, которая противоречит уставу ООН, дают более широкие основания для лишения статуса политического беженца. Более определенно и точно звучит такое основание как наличие приговора суда в отношении политического беженца, вступившее в законную силу и подлежащее исполнению. Так что по закону утратить или лишиться статуса политического беженца вполне возможно, и в этом нет ничего чрезвычайного», — прокомментировала Л. Зульфугарова для КазТАГ сообщение о задержании 15 ноября в Москве казахстанского экс-банкира Ж. Ертаева.
Начнем с того, продолжила эксперт, что статус политического беженца предоставляется по ходатайству, которое подается на имя президента России.
«Лицо, подающее данное заявление, должно указать обстоятельства, на которые оно ссылается и которые доказывают, что заявитель у себя на родине преследуется за политические убеждения и за общественно-политическую деятельность. Согласно действующему законодательству, основания, по которым данный статус утрачивается, прямо указываются и имеют исчерпывающий перечень. Политический беженец может утратить свой статус в том случае, если вернется на родину или уедет в другую страну, или примет российское гражданство или гражданство другой страны, или добровольно откажется от предоставленного политического убежища», — перечислила управляющий партнер юридической компании «LZ & Partners Group».
На вопрос, почему ситуация с Ертаевым в России резко поменялась, ему может грозить лишение статуса и выдача властям Казахстана, Л. Зульфугарова отметила, что «с юридической точки зрения, причиной изменения ситуации могло стать предоставление казахстанской стороной новых материалов по делу, так называемых «вновь открывшихся обстоятельств».
«Российская сторона, в свою очередь, вправе решать – принимать данные материалы к рассмотрению или оставить все как есть. Однозначно лишь то, что согласно Конституции РФ, «в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением». Это означает, что если статус политического беженца останется в силе, то Ертаев вряд ли будет выдан сейчас по запросу Казахстана», — подчеркнула эксперт.
По ее мнению, ситуация с экс-банкиром Ж. Ертаевым никак не повлияет на судьбу других казахстанских деятелей, которые оказались в России в аналогичном положении.
«В российском законодательстве отсутствует понятие судебного прецедента, и решение по делу Ертаева не может автоматически распространяться и влиять на статус других политических беженцев в РФ. В каждом случае рассматриваются конкретные обстоятельства по материалам дела и предоставленным доказательствам в соответствии с действующим законодательством России», — заключила Л. Зульфугарова.