Бизнесмен обвинил алматинский СВХ в пропаже груза на 3 миллиона долларов

Алматы. 11 декабря. КазТАГ – Владимир Радионов. На таможенных складах временного хранения (СВХ) идет бойкая торговля оставляемыми на хранение товарами, заявляет председатель объединения ветеранов войны в Афганистане «Наследие» Андрей Якунин.

«Товары, поступившие на хранение на СВХ, могут бесследно пропасть. Практика показывает, что ими могут торговать направо и налево», — сказал А. Якунин на пресс-конференции во вторник.

Свои выводы он делает из истории, произошедшей с предпринимателем и директором общественного объединения «Союз ветеранов Афганистана «Жардем» Амирбеком Ширбаевым.

По словам последнего, он, занимаясь логистикой товаров более 20 лет, в 2014 году ввез в Казахстан товаров на сумму 3 млн долларов.

«У Семиреченской транспортной прокуратуры возникли вопросы правильности таможенного оформления ввозимого мной груза, и груз был помещен на СВХ ТОО «Кеден Контракт». Следствие длилось полтора года, по приговору суда в итоге я выплатил штраф в размере 1,7 млн. тенге, кроме того, в доход государства должно поступить 30% груза, находившегося на СВХ. Но когда мне обеспечили доступ к контейнерам, в них вместо товара (от зубных щеток до электробытовых приборов) оказался мусор, товар бесследно исчез», — рассказал А. Ширбаев.

И начиная с 2016 года предприниматель не может добиться возвращения своего груза и погашения долга государству. При этом он не может судиться с ТОО «Кеден Контракт», где груз размещался на ответственное хранение на время следствия – у него не было с этим ТОО никаких правовых отношений, груз размещала прокуратура. Только полгода назад он смог добиться, чтобы в отношении директора ТОО было возбуждено уголовное дело, которое расследует прокуратура Алматы, сам директор взят под стражу. До этого все обращения в ДВД Алматы заканчивались тем, что в возбуждении уголовного дела отказывали.

Юрист Сергей Уткин считает, что решение дела лежит только в расследовании уголовного дела по ст. 425 Уголовного кодекса (УК) РК «Неправомерные действия в отношении имущества, подвернутого описи и аресту».

«Почему следователи ДВД не расследовали – это вопрос. Закрадывается подозрение в коррупции: коль на кону стоят миллиарды тенге, с этой суммы можно чуть-чуть отстегнуть тому, кто расследует судьбу этих миллиардов. Вот что происходит, скорее всего. Любой нормальный следователь за месяц может раскрутить эту цепочку, определить виновных и отправить дело в суд. А суд – решить, сколько они должны сидеть за то, что не обеспечили сохранность груза. Также кто-то из виновных должен нести имущественную ответственность, с кого и сколько взыскать, тем более, в доход государства», — говорит С. Уткин.

Также он отмечает, что данное дело высвечивает несколько проблемных моментов в системе СВХ.

«Как выясняется, у ТОО «Кеден Контракт», арендовавшего территорию СВХ, нет никаких активов, все имущество заключается в ручке, бумаге, печати и уставе ТОО. Как такие организации, не имеющие за душой ничего, получают лицензии на хранение многомиллиардных грузов – этот вопрос также надо адресовать государству», — недоумевает юрист.