Бедному у нас везде дорога, богачу – у нас везде почет

В 2019 году в Казахстане введен ряд налогов на бедных. На богатых вводить не стали – дескать, общество к этому еще не готово

Западные страны уже косятся в сторону Казахстана: разрыв между богатыми и бедными растет, богатые становятся богаче, а бедные – беднее.

Во многом это происходит потому, что основные возможности для роста благосостояния людей сейчас сосредоточены в квазигосударственном секторе, и те, кто работает там, получают высокие зарплаты, бонусы. Но наверняка еще имеют различные искусственные преференции – создают собственный бизнес, заточенный на получение госзаказа и черпают свое благосостояние отнюдь не чайными ложками.

прогрессивный налог самозанятые

К тому же в стране вот уже несколько лет наблюдается упадок: несмотря на статистическое благополучие с безработицей, она как будто бы застыла на одном уровне (4,9%), реальное число людей, оставшихся без работы и средств к существованию, растет. Национальная валюта падает, цены на товары и услуги повышаются, а зарплаты замерли на уровне 2010-2014-х годов.

Если сравнить доходы 10% самых богатых людей Казахстана и доходы 10% самых бедных людей, то эта разница – 5,6 раз. Статистически не очень страшно, но это только на первый взгляд. На самом деле в стране богатых 2-3% населения (именно они имеют полные счета за границей, зарубежную недвижимость премиум-класса, и на депозитах в Казахстане держат фантастические суммы) — не больше. Но статистика удобно создает нечто среднеарифметическое, не имеющее никакого отношения к реальности.

Так вот, недавно Международный валютный фонд опубликовал свое Заключительное заявление по своей ноябрьской миссии в Казахстане. Мы критикуем МВФ за чрезмерно комплементарное отношение к исполнительной власти в Казахстане (они постоянно гладят наше правительство по головке), с одной стороны, и за рекомендации, которые, увы, не направлены на улучшение жизни простого населения, с другой стороны. Но в этом последнем документе есть кое-какие месседжи между строк. Один из них, цитирую: «Положительно оценивая амбициозные реформы государственных органов в сфере налогового администрирования, продолжаем констатировать преимущества, которые дает бо́льшая прогрессивность налогообложения».

То есть, сотрудники миссии МВФ иногда хотят сказать больше, чем могут себе позволить. Это тот самый случай. Они как бы намекают, что пора бы Казахстану задуматься о прогрессивном налогообложении. Но делают это вскользь, так, что заметить эту рекомендацию очень трудно.

Но уже хорошо, что она есть, пусть и в таком ущербном виде.

***

Министерство национальной экономики радеет не за экономику, а за богачей и их спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Не оставаясь равнодушным к общественному мнению, которое все более склонно к тому, чтобы в Казахстане все-таки ввести прогрессивное налогообложение, оно, оказывается, совместно с Институтом экономических исследований в прошлом году провело исследование на тему «Оценка возможности перехода к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога в Казахстане».

И что же? Проведенное исследование показало, что текущую ситуацию в сфере оплаты наемного труда в стране можно охарактеризовать высокой долей низкодоходных работников, немногочисленностью высокодоходных работников, небольшим размером заработной платы среднего слоя работников. Это то, что и не нужно доказывать – всем известные факты.

Но удостоверившись за немалые деньги из бюджета, потраченные на это исследование, в том, это так и есть: богатых – мало, бедных – больше, чиновники приходят к неожиданному выводу: в случае введения прогрессивной шкалы налога существует риск уклонения от уплаты ИПН через уменьшение заработных плат при отсутствии всеобщего декларирования как механизма контроля!

прогрессивный налог самозанятые

Значит, когда в стране вводят единый налоговый платеж для самозанятых, чиновники не считают, что есть риск уклонения от налога – с паршивой овцы хоть шерсти клок, а тут их это очень даже беспокоит. О том, чтобы, например, ввести такие правила, когда олигарху или толстеющему от несметного богатства чиновнику будет невыгодно пользоваться различными схемами уклонения от прогрессивного налога, речи вообще нет.

«Для эффективного введения прогрессивного налогообложения, согласно международной практике, необходимо выполнение следующих условий: наличие в стране высокой и устойчивой доли класса со средним доходом, наличие системы обязательного всеобщего декларирования, эффективное налоговое администрирование, высокая налоговая культура населения, разработка справедливой шкалы налогообложения, положительное восприятие новой шкалы большей частью населения. Таким образом, переход к прогрессивной шкале налогообложения на данном этапе преждевременен», — сделали такое парадоксальное заявление в ведомстве Тимура Сулейменова. Вообще не о том…

Правда, есть для радеющих за справедливость в казахстанском обществе, успокоительная таблетка. Дескать, ведущих счет в своих расходах даже не на миллиарды, а триллионы тенге, оставим в покое, а пока пощиплем цыплят: сейчас МНЭ рассматривает вопрос налогообложения предметов роскоши путем усиления фискальной роли налога на имущество и земельного налога на дорогостоящую недвижимость, внедрения прогрессивной ставки акциза при импорте автомобилей с объемом двигателя более 3 тыс. куб. см в зависимости от таможенной стоимости, введение дополнительной ставки акциза на дорогостоящую алкогольную и табачную продукцию.

«О, МНЭ это нравится!», — думает какой-нибудь олигарх и заказывает музыку…

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.