Как только отдельным людям и чиновникам начинает казаться, что Маргулан слишком многое себе позволяет, сразу достают его старые дела по Альянс Банку и начинают снова вчитываться в эти тома.
***
Так уже было, три с небольшим года назад. Тогда бизнесмен объявил об акции «Я отвечаю». Идея заключалась в том, чтобы производителям качественной отечественной продукции обеспечить поддержку с помощью реальных рекомендаций. Маргулан сформулировал критерии отбора и даже сам лично собирался проводить эдакий потребительский дью-дилидженс .
Но прошло чуть больше месяца, и предприниматель публично отказался от проекта – из-за того, что на него стали оказывать давление.
Тогда он не клялся и не божился прекратить общественную деятельность. Он пообещал лишь «работать над собой» и призвал к этому других. Но через некоторое время он уехал из страны (из-за допросов) и из второй вынужденной эмиграции написал: «Я не собираюсь идти в политику или оппозицию, (…) что бы они про меня не подумали. Я просто останусь на ПМЖ за границей и буду продолжать заниматься тем, что у меня лучше всего получается — бизнесом, общественными делами, экологией и путешествиями. Дверью я не хлопаю, в Казахстан я приеду, как только будут гарантии безопасности для моей семьи и меня. Врагов в Казахстане у меня нет. Казахстан я очень люблю, это моя Родина, и она со мной навсегда, какой бы она ни была».
Компромисс, видимо, был найден. Маргулан снова, как и в 2010-м, вернулся в страну в 2018-м. Но он не собирался оставаться в тени – благодаря нескольким проектам, быстро восстановил свой статус-кво общественника и патриота.
И вот снова…
***
Вчера бизнесмен рассказал на своей странице в Facebook, что у него не очень веселые новости: «24 декабря 2018, в связи с моим выступлением на Форуме стратегических инициатив и моей социальной активностью, межведомственная следственная группа при Генеральной прокуратуре РК возобновила старые дела по «Альянс Банку». Несмотря на то что эти дела уже расследовались по два-три круга и по многим статьям даже истек срок привлечения к уголовной ответственности, следствие пытается состряпать новое дело из старых материалов», — сообщил своим френдам и подписчикам Маргулан.
Он отметил, что не считает себя виноватым хоть в чем-то: «Но если следствие посчитает по-другому, то они могут сделать виноватым любого. Вы ведь знаете. Начались допросы бывших сотрудников «Альянс Банка» и компаний-заемщиков».
И Маргулан Сейсембай решил, что ему ничего не остается, как сократить социальную активность.
Списка его инициатив и активностей, которые он прекращает, хватило бы на целую партию, если бы партии занимались у нас конкретными делами, а не словоблудием. Партии предпочитают заниматься политикой и не соваться в социальную сферу. У Маргулана все наоборот.
Политика, кажется, его не интересует, а вот общественными делами заниматься ему в кайф: он виртуозно, из любой элементарной вещи, делает громкий социальный проект. Он легко находит общий язык с разными людьми и, как пассионарий, объединяет их под своим флагом. Он тратит очень много своего личного времени на создание общественных благ и общей пользы.
Но в нашей стране, оказывается, опасны люди и без политических амбиций.
***
Итак, о чем же заявил Маргулан?
«Во-первых, перестаю общаться с молодежью по утрам в парке Первого президента на тему бизнеса. Выхожу из группы Business lifehacker. Во-вторых, выхожу из оргкомитета Nomad Explorer. Все функции по организации экспедиции «Легенды Юга» передаю оргкомитету. В-третьих, выхожу из группы «2-я молодость», — написал бизнесмен и инвестор.
Он передает музей яблок Alma museum, фонд «Алмалы жұмақ», Фонд поддержки учителей государственных школ Qalam на самостоятельный баланс.
Он также решил отменить свой флешмоб «Коричневый унитаз» и перестает озвучивать и заниматься проблемами туалетизации страны.
Что все это означает, можно легко догадаться. Проекты, движителем которых был сам Маргулан, ждет мгновенная смерть. Молодежь не получит сакральных знаний по бизнесу – ни в Аллее парка, и ни в студенческих аудиториях. Туристическая экспедиция по удивительным местам Казахстана тоже под большим вопросом. Ни музеи, ни фонды не смогут сводить концы с концами – это точно.
И полушутливая, ироничная, а в чем-то хлесткая борьба за приличные туалеты тоже потерпит фиаско: государственные конторы, школы и больницы, да и страна в целом еще долго будут крутиться вокруг «дырки в земле».
***
«Я по-прежнему буду болеть за свою страну и буду делать на своем месте все, чтобы она успешно развивалась», — резюмирует Маргулан Сейсембай и опять метит в герои.
Но идеальный портрет Маргулана рисовать не стоит. Он далеко несовершенен: он может совершать ошибки, признаваться в этом, пробовать снова. Он не знает страха – неуспеха, финансовых потерь и краха.
Склонен к компромиссам. Противоречивая натура.
Ему свойственны многие человеческие слабости: сомневаться, бояться, не идти до конца. Вот, когда вновь замаячила перспектива погрязнуть в судебных делах или, хуже того, лишиться свободы, он проявляет, на взгляд одних, благоразумие, а по мнению других – трусость.
Он не бунтарь. И не мученик. Он вольный степной парень, который явно страдает клаустрофобией…
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.