Турсуновское движение, или О том, за что решили ответить в Казахстане младотюрки

В Казахстане возник спрос на общественную энергию, и пассионарные личности не заставили себя ждать. Их энергия, высокий порог чувствительности к риску, активность, одержимость могут трансформировать многое в общественном устройстве и даже есть шанс заложить основу для изменения экономического уклада

Известный казахстанский кинорежиссер Ермек Турсунов всерьез увлекся публицистикой. Он становится едва ли не совестью нашей эпохи, он пишет о том, о чем думает каждый казахстанец: о кланах, коррупции, деградации общества и образования, о несовершенстве власти, о фарсе и фарисействе, правде и правдоподобии. Еще он пишет о населении низкого качества и о том, что ответ на вопрос «Спасти страну или спастись от страны?» зависит только от самого человека. Со своей стороны сейчас он делает все возможное для того, чтобы поддержать людей, которые считают, что от них «ничего не зависит», словом.

Слово, оказывается, значит многое. Эти публикации буквально всколыхнули ту часть общества, что еще читает, думает, рефлексирует. Всколыхнули то поколение казахстанцев, которые уже чего-то добились в жизни и теперь хотят внести свой личный вклад в развитие общества.

Один из примеров. Айдын Бикебаев, управляющий партнер Sayat Zholshy&Partners, оказывается, долго размышлял над тем, стоит ли идти в преподаватели юридического вуза, чтобы читать курс лекций по актуальной тематике – антимонопольному (конкурентному) праву. На одной чаше весов было драгоценное время, которое можно посвятить собственному бизнесу, семье, лично себе, на другой – большой общественный интерес, ведь специалистов в этой важной области – раз-два и обчелся. Конечно, сильно смущало отсутствие финансовой мотивации – как ни возьми, но лекторство – низкооплачиваемая работа.

И все-таки Айдын решился, разделив общественную ношу со своим коллегой Амиром Бегдесеновым: «Нас к этому шагу мотивировали слова уважаемого Ермека Турсунова, который в одном из своих открытых писем попытался донести следующее: родина у нас такая, каковы мы сами, поэтому изменения надо начинать с себя и только в этом случае нам не будет стыдно за нее; надо делиться знаниями и опытом, быть открытым к людям и любить свой дом – Казахстан».

Второй пример: Маргулан Сейсембаев. Буквально на излете лета он заявил о том, что начинает программу «Я отвечаю». И словно тимуровец, когда над страной сгущаются тучи экономического кризиса и призрак беспощадной конкуренции ввиду вступления страны в ВТО, уже маячит, взял на себя обязанность поддержать качественных казахстанских производителей и помочь потребителям в выборе качественного товара.

Он решил не ориентироваться на разные рейтинги, награды и премии, которым не доверяет, поскольку там много случайных компаний, оплачивающих свои престижные награды небескорыстному жюри. Он приземлился и решил оценивать компании, пригодные для того, чтобы не стыдно их было рекомендовать.

Критерии, по которым Маргулан будет отбирать компании, жесткие. Это должен быть производственный бизнес, реальная продукция со стабильным качеством, а сама компания должна быть финансово состоятельной. Он сразу отказался поддерживать тех, у кого нет технологического процесса и где качество зависит лишь от мастерства конкретного ремесленника, полагая, что есть смысл рекламировать компании с объемом продаж не менее $1млн.

«Мои обязательства: я сам все проверю. После того, как кандидат на получение знака "Я отвечаю" удовлетворит всем вышеназванным критериям, я обязуюсь везде и все время упоминать их и рекомендовать их продукцию как потребителям, так и банкам, так и госорганам, и даже буду всячески защищать такие компании от нападок чиновников, используя все свои возможности», — сообщил всем своим френдам Маргулан в Фейсбуке.

И что тут началось! Вокруг Маргулана начали объединяться сторонники, но тут же налетели и ярые противники. Вторых, сомневающихся, недоверяющих, ядовитых ничуть не больше, но их голос, как водится, более громкий. К Маргулану, например, сразу стали докапываться, почему он после точек и запятых не ставит пробелы. Его пытаются вывести из равновесия поборники казахского языка, а он, окончивший казахскую школу и наверняка лучше этих поборников знающий казахский, оправдывается еще – что хочет побыстрее донести свою идею до масс (сейчас, правда, стал чаще писать на казахском). Некоторые псевдо-френды ставят под сомнение его репутацию: а, дескать, это владелец того банка, менеджеры которого в тюрьмах, в бегах, либо уже отматывают сроки. Маргулан даже вынужден был отвлечься от важных дел и написать пост «О моей репутации».

«Так в чем ваша цель?» — вопрошают френды. «Я жду, что добросовестные собственники предприятий откроют свои имена. Что они начнут отвечать своими именами за качество своей продукции. Что мы создадим в Казахстане систему всесторонней поддержки производителей качественной продукции. В результате все получат выгоды: гос-во, потребители, производители, торговцы, банкиры и в целом общество».

Он страстно отвечает на каждый (!) комментарий, а их тысячи. Вот только один пример: «Лично я заниматься свиноводством не буду». А на замечания, что это за дискриминация, он дает пояснение: «Ведь будут партнеры проекта, и они смогут ответить, если потребуется».
Дошло до того, что Маргулан Сейсембаев предложил выключить казахстанские банки из системы кредитования казахстанского бизнеса по линии "Даму", рискуя укрепить стан своих противников. По его мнению, это лишнее звено, которое кормится за счет посредничества. А на днях взял и отказал уважаемому бизнесмену взять под крыло его винный проект, считая, что рекламировать алкогольную продукцию – против его правил.
Сначала было много сомневающихся: надолго ли хватит запала? Теперь, две недели спустя, адреналина в крови не меньше: только не мешайте. Число сподвижников, «ответственных партнеров» и «сочувствующих» множится. И Маргулану, видимо, придется за все отвечать.

…Здесь, конечно, по законам жанра стоило бы сравнить гражданские инициативы с государственными. Но не будем. У государства огромный административный ресурс, звучные программы «национальных чемпионов», капитал для инвестиций. У него другой уровень отношений с бизнесом и иной подход к поддержке предпринимательства, пусть и не всегда приносящий успех. Однако для любой гражданской инициативы нужна синергия. Взять тот же японский опыт управления качеством продукции, благодаря которому страна начала выпускать товары высокого качества, конкурентоспособные на мировых рынках. Оглядываясь на него, становится понятно, что без синергии бизнеса и государства мы тоже вряд ли ступим на этот путь.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.