Газета New York Times опубликовала статью Артемия Калиновского, специализирующегося на восточно-европейских иссследованиях старшего преподавателя Амстердамского университета, под названием «How to Make Peace in Afghanistan? Moscow Has Some Lessons» — «Как установить мир в Афганистане? Москва может преподнести несколько уроков на этот счет».
В предисловии к ней говорится так: «Тридцать лет назад Советский Союз вывел свои войска, но вслед за этим мир так и не наступил. Будем надеяться, что теперь это получится».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «В течение последних нескольких лет Россия играла более активную, чем прежде, роль в Афганистане. Ее вмешательство в ход развития афганских событий было встречено Вашингтоном не без скептицизма. Американская сторона обеспокоена тем, что Москва своим отношением к Талибану как к легитимной политической силе подрывает основы власти правительства господина Гани.
Однако стратегия Москвы предполагает, что талибов можно убедить стать одной из сторон в контексте урегулирования политического кризиса, а не абсолютным хозяином страны. И Вашингтон, как это стало ясно в ходе проводившихся недавно в Дохе переговоров, не против такого варианта.
Будет трудно достичь согласия. С одной стороны, заявленная талибами позиция во многом схожа с позицией моджахедов 1980-х годов: они хотят, чтобы все иностранные военные силы были выведены из страны, и отказываются признавать нынешнее правительство в афганской столице легитимным. С другой стороны, многим людям и на Западе, и в самом Афганистане трудно будет, очевидно, смириться с идеей возвращения Талибана к власти в Кабуле.
Критики как советского, так и американского вторжения в Афганистан часто говорят о том, что народ этой страны должен решать свою собственную судьбу сам, без вмешательства посторонних сил. Это было бы справедливо, но достижение такой цели представляется маловероятным. Региональные и глобальные державы, которые вмешивались в гражданские войны в Афганистане с конца 1970-х годов, не допустят подобного варианта развития событий, исходя хотя бы из тех опасений, что они сами окажутся в проигрыше, а кто-то другой от этого будет в выигрыше.
Но действительность такова, что потери, понесенные Советским Союзом в 1980-х годах и Соединенными Штатами и их союзниками с 2001 года, не идут ни в какое сравнение с тем, что пережил народ Афганистана за последние 40 лет. Россия и США — а также Китай, Иран, Пакистан и Индия, — все как один хотят определять будущее Афганистана. Еще в далеком теперь уже 1989 году было достаточно сложно добиться того, чтобы афганские воюющие стороны согласились на заключение мирного договора. Впоследствии соперничество, амбиции и синдромы взаимного недоверия в среде причастных к афганским событиям внешних держав разрушили все появившиеся после вывода советских войск перспективы мира. В этот раз другие страны должны использовать любую имеющуюся возможность для обеспечения мира в Афганистане».
Вышеизложенную информацию можно дополнить такими сведениями. На Западе до недавнего времени было принято обвинять Москву в осуществлении контактов с талибами и даже в продаже оружия им.
Но вот, в конце января нынешнего года международное информационное агентство Reuters распространило информацию о том, что специальному представителю государственного секретаря США по Афганистану Залмаю Халилзаду удалось достичь с представителями движения Талибан предварительной договоренности касательно окончания 17-летней войны в Афганистане. Соглашение, как сообщается, предусматривает выведение из страны иностранных войск через 18 месяцев после подписания и официального утверждения соответствующего договора. Талибы, в свою очередь, обещают не допускать использования территории Афганистана террористическими группировками Аль-Каида и Исламское Государство в качестве своей базы.
***
© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.