Я бы не преувеличивала влияния антироссийских санкций на казахстанскую экономику – Трофимова

Алматы. 4 марта. КазТАГ – Валентина Владимирская. Экс-гендиректор Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатерина Трофимова выразил уверенность в том, что влияние антироссийских санкций на казахстанскую экономику преувеличивается.

«По моим примерным оценкам, предприятия под прямым влиянием санкций составляют 20-23%. Однако финансовый сектор уже адаптировался. С другой стороны, я бы не преувеличивала косвенного влияния санкций на казахстанскую экономику через российскую экономику. Российская экономика демпфирует (ослабляет – КазТАГ) это явление и переток влияния на казахстанскую экономику сглаживается», — сказала Трофимова на CFOSummit в Алматы.

Она признала, что российская экономика в значительной степени находится под санкционным давлением, но не согласилась с тем, что главная опасность антироссийских санкций – не в финансовом ущербе, а в том, что они могут выбросить Россию на периферию мировой экономики.

«Доля России в мировом ВВП никогда существенно не превышала 1,5-2%», — отметила эксперт.

Она выделила Казахстан как одну из немногих близлежащих экономик, которая смогла сохранить позитивные темпы роста ВВП, несмотря на экспортоориентированность, зависимость от сырьевых ресурсов.

«Рост в позитивной зоне – то, чего не удалось, например, России, Азербайджану и многим схожим экономикам», — акцентировала экс-глава рейтингового агентства.

По ее словам, важная позитивная новость то, что нет явных каких-то триггеров для давно обсуждаемого нового кризиса. Поэтому темы торговых войн, рецессии в США, снижения темпов роста в Китае – то, что влияет на все страны. Россия, Казахстан и близлежащие страны, по мнению эксперта, не являются исключениями.

«Торговые войны – существенный фактор риска, если не самый важный. С другой стороны, скажу, что, наверное, торговые войны – частность в общем тренде большей регионализации, локализации процессов, нездорового политического популизма во многих странах», — констатировала спикер.

Однако это, по ее мнению, создает определенные окошки возможностей для индустрий.

«Например, в России, это, хотя и спадающий, тренд импортозамещения, который, особенно на фоне государственной поддержки отдельных отраслей – сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, способствовал очень серьезно точечным зонам роста в экономике, но не смог компенсировать снижающиеся темпы и снижающие (рост – КазТАГ) проблемы с экспортом», — продолжила эксперт.

Темпы роста в Казахстане на фоне общемирового снижения, по ее мнению, очевидно, тоже будут снижаться.

«2018 год показал хороший результат. Рост ВВП – и на душу населения, и совокупные показатели. Но учитывая наличие предпосылок к снижению темпов мировой экономики в ближайшие пару лет быстрее, чем в Казахстане, возможно, есть предпосылки для того, что Казахстан на определенный промежуток времени может даже опережать темпы роста мирового ВВП. Я думаю, что, хотя темпы роста ВВП в Казахстане будут приближаться к отметке 3-3,2% в ближайшие 2-3 года, это все равно будет очень существенный показатель», — прогнозирует Трофимова.