Алматы. 13 марта. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Казахстанцы пытаются поддерживать текущий уровень жизни за счет заемных средств, сообщил эксперт аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Мерей Исабеков.
«С учетом того, что только 20% населения Казахстана имеют личные сбережения (опрос Нацбанка), можно прийти к выводу, что реальные доходы большинства казахстанцев даже могли снизиться в 2018 году. Подтверждением этому может выступать значительный рост потребительского кредитования и рост популярности услуг микрофинансовых организаций, то есть население пытается поддержать текущий уровень жизни за счет заемных средств», — прокомментировал Исабеков для МИА КазТАГ сообщение Нацбанка о причинах роста цен на продовольственные товары в феврале.
К тому же, продолжил эксперт, в методологии комитета по статистике миннацэкономики говорится, что номинальные денежные доходы населения (оценка) – это денежные средства, направляемые населением на текущее потребление, производственную деятельность и накопление.
«Следовательно, кредитные средства так же, как и депозиты учитываются в подсчете номинальных доходов населения. Об ухудшении уровня жизни населения также может сигнализировать продолжающийся рост доли продовольственных товаров в структуре расходов населения. В первые три квартала 2018 года она (доля) составила 48,9%, увеличившись с 46,6% в 2017 году и 43,1% в 2014 году», — констатировал собеседник агентства.
Для сравнения спикер привел этот же показатель в США, который находится на уровне ниже 10%.
«Между тем из январского опроса населения по инфляционным ожиданиям следует, что материальное положение более 80% семей в Казахстане за последние 12 месяцев осталось без изменения или ухудшилось», — поделился данными Нацбанка Исабеков.
Из методики комитета статистики, отметил эксперт, следует, что реальные доходы населения складываются из номинального дохода населения с корректировкой на инфляцию.
«Номинальные среднедушевые доходы населения в декабре 2018 года составили Т97,2 тыс., увеличившись на Т7,7 тыс. или 8,7% за год. Между тем среднедушевые доходы населения годом ранее составили Т89,5 тыс. (декабрь 2017 года), что с учетом инфляции соответствует Т94,2 тыс. при текущих ценах. Следовательно, рост от Т94,2 тыс. до Т97,2 тыс. и дает нам прирост реальных доходов в 3,2%», — пояснил собеседник агентства.
В целом же, рост доходов на Т3 тыс. с учетом инфляции, подчеркнул спикер, сложно назвать значительным и ощутимым.
«При этом, объем депозитов физических лиц в БВУ (банках второго уровня – КазТАГ) вырос на Т544 млрд за 2018 год, что примерно соответствует Т2480 на душу населения в месяц, то есть данные средства, которые входят в состав номинальных доходов населения, не пошли на потребление, а осели на счетах в банках», — уточнил Исабеков.
На вопрос, как он оценивает уровень инфляционного давления на экономику, эксперт ответил, что как «существенный».
«По словам представителей Нацбанка, инфляционное давление в экономике остается существенным. Так, динамика базовой инфляции (без учета волатильных и регулируемых компонентов) демонстрировала ускорение до 6,9% в январе 2019 года с 6,7% в декабре 2018 года (6,2% в декабре 2017 года)», — отметил собеседник.
Тем временем, дополнил эксперт, сдерживающим инфляцию фактором выступило и снижение стоимости жилищных услуг.
«С учетом того, что снижение тарифов – единовременная инициатива правительства, то указанный эффект в краткосрочной перспективе будет исчерпан и следует ожидать отложенное ускорение инфляции (с учетом динамики базовой инфляции)», — заявил спикер.
На вопрос, как он прокомментирует заявление НБРК о том, что снижение цен в сфере ЖКХ за два месяца составило 4,3%, эксперт ответил, что «спокойно».
«Регулирование цен в сфере ЖКХ и на социально значимые продукты является достаточно распространенной практикой в мире. Подобные меры позитивно сказываются на инфляции и на структуре расходов населения. Однако они негативно влияют на устойчивость коммунальных предприятий, конкуренцию и зависимость от господдержки», — резюмирует Исабеков.
Напомним, ранее директор департамента исследований и статистики Нацбанка Виталий Тутушкин назвал причины роста цен на продовольственные товары в феврале.
«Годовой рост цен на продовольственные товары повысился до 6,6% в феврале, чему способствовало ускорение темпов роста цен в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания на внутреннем рынке. Динамика цен на непродовольственные товары замедлилась до 6,2%. Цены на бензин продолжили снижение на фоне достаточного предложения и продления запрета на ввоз российской продукции», — сообщил 6 марта Тутушкин.
Также стало известно, что проинфляционное давление в экономике продолжает оказываться со стороны расширяющегося внутреннего спроса.
«Рост реальных доходов населения за 2018 год составил 3,2%. Рост портфеля потребительских займов банков в январе составил 14% в годовом выражении», — проинформировал Тутушкин.