Газета Le Journal du dimanche опубликовала аналитическую статью журналиста-международника Франсуа Клемансо под названием «Mais à quoi joue Vladimir Poutine en Ukraine?» — «Но во что же Владимир Путин играет на Украине?».
В предисловии к ней говорится так: «Широкомасштабный дипломатический аспект — На этой неделе Владимир Путин объявил о том, что он упростит режим предоставления российского гражданства и процедуру выдачи паспортов жителям украинского Донбасса. Разумеется, новый президент Украины Владимир Зеленский оказался застигнутым врасплох. Слово на канале «Европа-1», как всегда по субботам в 7:15 утра, имеет шеф международного отдела газеты Le Journal du dimanche Франсуа Клемансо».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «После пяти лет напряженных взаимоотношений с Петром Порошенко, который не проявлял особой гибкости при рассмотрении проблем, препятствующих нормализации связей между Украиной и Россией, Владимир Путин мог бы избрать такую линию поведения. А именно он мог бы оставить молодого президента Владимира Зеленского в покое на несколько недель с тем, чтобы тот вжился в новую роль и озвучил свои намерения по вопросам, которые вызывают раздражение. Это — статус Донбасса, все еще удерживаемого и управляемого сепаратистами при поддержке Москвы; вопрос культурной и языковой автономии Донбасса; обмен пленными; украинские военно-морские силы в Черном море… Одним словом — по всем тем вопросам, которые обычно рассматриваются в нормандском формате, то есть в присутствии представителей «двух крестных отцов» процесса, начатого в Минске, — Франции и Германии.
За пять лет в рамках этого минского форума не было достигнуто почти никакого существенного прогресса, за исключением встреч и переговоров. Но в Париже так же, как и в Берлине, считают: достигнутые в белорусской столице соглашения хороши уже хотя бы тем, что они позволили ограничить конфликт, даже если это означает его замораживание.
Новые санкции против Украины
Почему Путин с самого начала решил испытать Зеленского? На самом деле Кремль не стал дожидаться завершения избирательного процесса, чтобы усилить давление. В дни, предшествовавшие выборам, Москва решила ввести новые санкции против Украины, в частности касательно нефти и газа. А на следующий день или сразу же после их проведения было принято решение о паспортах.
Такая мера фактически представляет собой угрозу аннексии. Ибо что же может помешать России после того, как автономное население Донбасса обзаведется двойным гражданством, прийти ему на помощь с использованием, помимо прочего, военной силы в случае возникновения проблем? Фактически Путин не захотел оставлять Зеленскому шанс опробовать идею третьего пути между капитуляцией и силовым противостоянием. Решение о паспортах, которое какое-то время витало в воздухе, было принято в качестве меры наказания на следующий день после победной речи Зеленского. Почему она имела принципиальное значение? Потому что молодой комик конкретно говорил так: «Я могу сказать всем постсоветским странам: посмотрите на нас — все возможно!». Такая фраза в Кремле была воспринята как крайне провокационный выпад.
Зеленский решает, какую сторону ему принять, потому что Путин заставляет его сделать это.
Поэтому Путин захотел сразу прочертить «красную линию». Он даже не стал дожидаться назначенного на начало июня вступления Зеленского в должность. Ему захотелось сразу же обозначить свои дипломатические и стратегические возможности. Речь идет о таком человеке, который так же, как и большинство появляющихся на мировой арене популистских лидеров, является дилетантом в геополитике. И это сработало.
Немедленный ответ Зеленского состоял в том, чтобы попросить международное сообщество, и в частности Европейский Союз, об усилении режима санкций против Российской Федерации. Другими словами, Зеленский решает, какую сторону ему принять, потому что Путин заставляет его сделать это. Что еще хуже, Киевский парламент, все еще находящийся в руках националистического большинства, пошел дальше того, что мог бы предположить Зеленский, приняв закон, который определяет украинскую речь как единственный государственный язык.
Вот таким образом Путин меньше чем за неделю воссоздал себе противника, хотя ему, возможно, придется иметь дело с менее расчетливым, чем Порошенко, идеологом. Выглядит так, будто Путин заранее отказался от всякого компромисса, будто он тем самым дает россиянам, российскому общественному мнению понять то, что модель смены власти по-украински его не устраивает».
***
© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.