Протесты и недовольство людей вызывает полное игнорирование властями Казахстана рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ

Алматы. 15 мая. КазТАГ – Тулкин Ташимов. Протесты и недовольство людей вызывает полное игнорирование властями Казахстана рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) по демократизации выборного законодательства, считает казахстанский политический деятель Зауреш Батталова.

«Протесты и недовольство людей, свидетелями которых мы все стали, вызывает полное игнорирование властями Казахстана рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ по демократизации выборного законодательства и полное отсутствие возможностей провести честные выборы. В результате, на политическом поле ничего ровным счетом не меняется, в СМИ мелькают одни и те же люди, и уже потому заметны признаки глубокой стагнации не только политической, но экономической жизни в стране», — прокомментировала Батталова для МИА КазТАГ сообщение пресс-службы Центральной избирательной комиссии (ЦИК) о том, что около 100 иностранных наблюдателей и журналистов аккредитованы для наблюдения за выборами в Казахстане.

Что касается статуса миссии наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ, то эксперт называет ее полномасштабной.

«Это ни в коей мере не миссия БДИПЧ ОБСЕ по оценке потребностей. Еще в апреле в республику приезжала другая делегация этой организации. Несколько представителей гражданского общества, в том числе и я, были приглашены на встречу с ней. Как раз тогда в Казахстан приехала миссия по оценке потребностей, которая и должна была дать свое мнение, опираясь на которое БДИПЧ ОБСЕ принимает окончательное решение о статусе миссии», — рассказала собеседник агентства.

Действительно, продолжает спикер, на президентских выборах 2005, 2011 и 2015 годов БДИПЧ ОБСЕ по результатам наблюдения рекомендовала провести реформу избирательной системы, внести изменения в национальное законодательство по выборам, которые бы обеспечили честные свободные выборы.

«Несмотря на то, что за прошедшее время неоднократно в законодательство о выборах вносились изменения и дополнения, все они, надо признать, носили в большей степени косметический характер. Они не могли кардинально повлиять на уже сложившуюся практику проведения выборов, по которой их можно как угодно фальсифицировать, манипулировать общественным мнением и использовать недемократические методы при подсчете голосов избирателей. Самое главное, это возможность и способность властей напрямую влиять на результаты выборов. Сейчас можно со 100% уверенностью заявить, что казахстанские власти не привели национальное законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международными стандартами», — полагает Батталова.

Эксперты выразила уверенность, что и в 2019 году власти Казахстана не смогут провести по-настоящему честные выборы.

«Сегодня идет процесс легитимизации уже назначенного президента. За прошедшие с последних президентских выборов четыре года они отшлифовали нормы, по которым еще жестче будут контролировать выборный процесс и достигать именно того результата, которого они добиваются», — отметила собеседник агентства.

То, что Казахстан в течение длительного периода времени игнорирует рекомендации БДИПЧ ОБСЕ, подчеркнула спикер, уже привело к серьезным последствиям.

«Сегодня мы имеем парламент, в котором нет никакой реальной конкуренции. Формально в нем имеют представительство три политические партии, однако на практике решения принимаются одной-единственной партией. Система, согласно которой люди избирают мажилис по партийным спискам, сильно ограничивает возможности независимых кандидатов от общественных организаций избраться. Более того, выборы проводятся по закрытым партийным спискам. Избиратели голосуют за партии, а не за конкретных людей от конкурирующих партий», — заметила Батталова.

Причем, подметила эксперт, механизм выдвижения мажилисменов не выдерживает никакой критики.

«Например, на выборах в мажилис победила партия Nur Otan. После чего она даже не созывает съезд, а через заседание бюро партии определяет, какие конкретно персоналии будут представлять партию в мажилисе. В итоге, казахстанцы голосуют не за конкретных людей, а за партии, а партии, в свою очередь, назначают своих представителей в мажилис. Это порочная практика», — уверена собеседник агентства.

Теперь, предлагает спикер, возьмем президентские выборы.

«Здесь полным-полно искусственных ограничений. В частности, срок проживания в стране, срок работы на государственной службе, знание казахского языка, которое оценивает лингвистическая комиссия, состав которой определяется также властями», — подытожила Батталова.

Напомним, 19 марта первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о прекращении своих полномочий на посту главы государства с 20 марта 2019 года. До следующих президентских выборов страной временно руководит экс-спикер сената Касым-Жомарт Токаев.

9 апреля Токаев выступил с телеобращением к народу, в котором объявил о проведении 9 июня 2019 года внеочередных президентских выборов. Выдвижение кандидатов завершилось 28 апреля, а их регистрация – 6 мая. 11 мая в стране стартовала агитационная кампания.

За главный пост в Казахстане будут бороться семь человек, в том числе Токаев.