Первый форум РК по госзакупкам выявил барьер между причастными госорганами и компаниями

Никто отвечать ни на какие вопросы и ни за какие действия или бездействие, не собирался

Алматы. 24 мая. КазТАГ – Валентина Владимирская. В Алматы в пятницу прошел первый форум Казахстана по госзакупкам, выявивший защитный барьер причастных госорганов от компаний.

Планировавшийся «диалог между уполномоченным органом в сфере госзакупок, единым оператором там же и судами с одной стороны, и поставщиками и заказчиками – с другой», как заявлялось в пресс-релизе, стал серией поучительных выступлений и попытками особо громкоголосых проконсультироваться у специалистов без очереди.

В обеденном, для причастных госорганов и просто перерыве – для компаний, мне на вопросы вроде бы отвечали. Впрочем, судите сами.

«Каждая закупка индивидуальна. В каждой могут быть свои требования. Крупные компании попадают в Реестр недобросовестных участников государственных закупок. Как написано в статье 3 закона о госзакупках, он состоит в основном из Гражданского кодекса, настоящего закона и иных нормативно-правовых актов. Гражданский кодекс обязателен для всех, то есть обязательства должны исполнятся надлежащим образом с обоих сторон. Речь даже не идет: крупная, мелкая компания. Обязательства должны исполняться», — ответил ИО руководителя управления проведения процедур госзакупок комитета по государственным закупкам министерства финансов РК Ильдар Гайнутдинов на вопрос МИА КазТАГ о том, что в Казахстане сложился класс крупных подрядчиков, которые получают сотни миллиардов долларов на строительство дорог, коммуникаций и все они известны. И все время побеждают. Почему комитет не отслеживает и не анализирует?

По его словам, если обязательства не будут исполняться, значит и крупная компания тоже попадет в этот реестр.

«Крупная компания не имеет преимуществ перед мелкой. Равные условия для всех», — сказал он.

На ссылку на мнения участников форума о том, что в законе-то вроде все правильно, но настолько по-разному толкуется, что получается чуть ли не все наоборот, он заявил: «То, что люди по-разному толкуют – это нормально, у всех – свои мнения. А то, что все они (участники форума – КазТАГ) возмущение высказывали… Ну, не знаю. Надо посмотреть».

«Такого не может быть», — примерно так ответила на вопрос МИА «КазТАГ» о том, почему суды без отмены результатов тендера, признания счетов-фактур и актов выполненных работ, признают преступниками людей, добросовестно выполнивших все условия, судья СМЭС Алматы Зейнекультай Мадыбаева.

«Поставщик все исполнил, но его признают недобросовестным, вы хотите сказать?», — переформулировала она мой вопрос. И ответила на свой вопрос: «Значит, доказательства не представил по исполнению своих обязательств».

На уточнение о том, разве само исполнение обязательств не является доказательством, она сказала: «Вот они представляют акт выполненных работ. «Я, говорит, выполнил свои обязательства». Начинаем проверять. Срок нарушен – раз. Товар поставил тот, который не отражен в спецификации. И заказчик встает на дыбы. Проблема поставщиков – в том, что они не представляют документацию».

На вопрос, отменяется ли в таких случаях результат тендера, она ответила: «Нет, просто поставщик признается недобросовестным. Он не исполнил обязательства».

Кроме этого, по ее словам, поставщику могут предъявить взыскание неустойки.

И совсем уж милой была беседа с непредставившейся представительницей НПП «Атамекен», которая на вопрос о том, почему палата не участвовала ни в одном громком процессе на стороне ТОО и АО, а говорит только о мелких проблемах бизнеса, ответила, что она отвечает только на вопросы, касающиеся отдела закупок и местного содержания алматинской палаты «Атамекен». А таких вопросов у меня не было.

Честно говоря, к этому моменту, у меня не было вопросов вообще. Никаких. Да и не нужны они были. Никто отвечать ни на какие вопросы и ни за какие действия или бездействие, не собирался.

***

© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.