Казахстанский уголь не особо нужен ни России, ни Китаю, ни ЕС

Алматы. 30 июля. КазТАГ – Валентина Владимирская. Казахстанский уголь не особо нужен России из-за санкций, Китаю – из-за конкурентного угля Австралии и Индонезии, ЕС – из-за низкого качества и дороговизны поставок, полагают в министерстве индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) РК.

«Исходя из территориального расположения относительно крупных потребителей угля, существуют три потенциальных направления экспорта угля из Казахстана: в Россию – напрямую через общую границу, в Китай – напрямую через общую границу и в Европу, и на прочие глобальные крупные рынки – по железной дороге и далее через российские порты», — говорится в ответе МИИР на вопрос МИА «КазТАГ» о том, меняют ли и почему меняют направления экспортные потоки угля из Казахстана.

По мнению МИИР, в России рост потребления казахстанского энергетического угля маловероятен из-за избытка российского угля.

В угольной промышленности, как уточнили в ведомстве, абсолютная доля экспортных поставок приходится на энергетические угли Экибастузского угольного бассейна. Несмотря на снижение общих объемов, как отметили в МИИР, экспорт энергетического угля в Россию составляет основную долю от совокупного экспорта из Казахстана (80% от совокупных 30 млн тонн).

«В силу экспортных ограничений, профицит энергетического угля на российском рынке составит до 50% от объема добычи к 2025 году», — прогнозирует министерство.

Понятно, что риск отказа России от импорта казахстанского угля в долгосрочной перспективе, – велик.

«Согласно планам генерирующих компаний Российской Федерации, в среднесрочной перспективе – до 2020 года запланировано частичное сокращение мощностей, работающих на казахстанском угле (не более 20% от уровня 2012 года)», — сообщили в МИИР.

Эксперты ведомства считают, что развитие энергетики России предполагает постепенный перевод потребления электростанций Урала с экибастузского угля на кузнецкий.

В Китай расширение экспорта всех видов казахстанского угля – маловероятно из-за отдаленности регионов, которым он нужен и невозможности конкурировать с морскими поставками угля из Австралии и Индонезии.

Потенциально уголь из Казахстана может доставляться только через удаленные от основного спроса районы Китая, в которых, к тому же, в основном и добывается китайский уголь.

Экспертами ожидается, что в будущем в Китае доли транспортировки угля по железной дороге продолжит снижаться, а доля импорта угля, доставляемого по морю из Австралии и Индонезии, – вырастет.

Страны Европы, по ожиданиям МИИР, существенно сократят доли потребления энергетического угля: с текущих 30% от глобального спроса до 18% к 2025 году.

В ведомстве считают, что отправлять казахстанский уголь в ЕС почти бессмысленно.

«Экспорт казахстанского энергетического угля в Европу будет неконкурентоспособным вследствие сравнительно низкого качества и высоких транспортных издержек. Из-за высокой зольности и относительно низкой теплотворности казахстанский уголь может продаваться на экспортных рынках только со значительным дисконтом (от 30% до 50%)», — указывается в ответе министерства.

Исключение, по оценке специалистов ведомства, составляет шубаркульский уголь, качество которого соответствует экспортным стандартам.

И вообще, будущее глобальному угольному рынку уготовано неотвратимое.

«Замедление роста спроса в Европе и активное наращивание объема поставок угля из таких стран, как Индонезия и Австралия, приведут к перенасыщенности глобального рынка и падению цен», — прогнозируют в МИИР.