Алматы. 31 июля. КазТАГ – Владимир Радионов. Комитет государственных доходов (КГД) министерства финансов Казахстана назвал время проверки документов органами государственных доходов на казахстанско-кыргызской границе, передает корреспондент агентства.
«На проверку документов и сведений, заявленных в товарно-транспортной накладной (ТТН), на одно автотранспортное средство отводится не более 5-7 минут», — говорится в ответе КГД МФ РК на запрос МИА КазТАГ в среду.
При этом поясняется, что дополнительный контроль грузов проводится далеко не всегда.
«Лишь в случае выявления несоответствия сведений о товарах, заявленных в ТТН, с фактически перевозимыми товарами, органами государственных доходов совместно с пограничными формированиями проводится дополнительный контроль, в том числе путем проведения совместного досмотра», — заверили в ведомстве.
Вместе с этим в КГД МФ РК обращают внимание, что скопление на пунктах пропуска на государственной границе Казахстана с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) зависит от разных факторов.
«Например, в Кыргызстане летом действует так называемый «тепловой режим», во время которого при температуре свыше 28 градусов с 9.00 до 20.00 запрещено передвижение грузовых авто. Подобные ограничения вводятся министерством транспорта и дорог Кыргызстана для того, чтобы груженые фуры не повредили асфальтовое покрытие», — отмечается в ответе.
В свою очередь в пограничной службе (ПС) комитета национальной безопасности (КНБ) РК не взялись уточнить, насколько проверка документов и грузов органами госдоходов увеличивает время прохождения границы автотранспортом, «в связи с наличием внутренних регламентов у указанного ведомства», однако подтвердили ранее озвученную информацию, что «количество контрольных операций в рамках компетенции ведомств увеличивает время пересечения границы».
В то же время в ПС КНБ РК уверены, что на образование очередей и скопление автотранспорта на казахстано-кыргызской границе влияет недостаточная пропускная способность каждого пункта пропуска и несоответствие инфраструктуры и технического оснащения людскому и транспортному потокам.
«В частности, пункты пропуска на казахстанско-кыргызской границе были спроектированы и построены в 2002-2004 годах, ориентировавшись на существующие в то время миграционные потоки через границу на отдельных направлениях (пункт пропуска «Айша биби» построен в 2002 году; «Кордай» – в 2003 году; «Карасу», «Аухатты», «Сартобе», «Сыпатай батыр» – в 2004 году). Вместе с тем, если в 2007 году транспортный поток через «Кордай» составлял 58 тыс. транспортных средств, то в 2018 году указанные показатели увеличились в девять раз. По гражданам, пересекающим границу, показатели за указанный период по «Кордаю» возросли в три раза», — говорится в ответе ПС КНБ РК.
Основой для улучшения условий пересечения казахстано-кыргызской границы в ПС КНБ РК называют «кардинальное инфраструктурное преобразование пунктов пропуска». В частности, в ближайшее время намечена реконструкция пунктов пропуска «Кордай», «Аухатты» и «Сартобе».
«Реконструкцию пункта пропуска «Кордай» планируется начать осенью текущего года, после окончания туристского сезона. В рамках рассматриваемого проекта предполагается расширение инфраструктуры пункта пропуска с созданием возможности пересечения границы гражданами через 46 кабин паспортного контроля (на выезд – 22, на въезд – 24). Кроме того, будет оборудовано шесть полос движения автотранспорта (по три на въезд и выезд)», — сообщают в ведомстве.
Сведениями, когда начнется реконструкция и как будут выглядеть после нее посты пропуска «Аухатты» и «Сартобе», в погранслужбе не располагают, так как «вопросы реконструкции пунктов пропуска в РК рассматриваются, планируются и реализуются министерством индустрии и инфраструктурного развития».
Отвечая на вопрос «Сколько кабин паспортного контроля, автокабинок, полос движения, имеющихся на пункте пропуска, должно работать одновременно?», в ПС КНБ РК сообщили, что «количество задействованных кабин паспортного контроля и полос движения в пропуске через границу зависит от складывающейся ситуации на каждом конкретном пункте пропуска в определенный момент времени, и определяется руководством подразделения ПС на данном участке, исходя из обстановки».
В ответе отмечается, что «по фактам очередей и скоплений транспортных средств в пунктах пропуска проводятся служебные разбирательства с определением причин произошедшего, степени вины должностных лиц и мер дисциплинарной ответственности». Более того, для реагирования на скопление транспортных средств и образования очередей во всех пунктах пропуска размещены «телефоны доверия», по которым граждане могут обращаться в адрес командования ПС, правоохранительные и надзорные органы.
Также в ведомстве уточнили, по каким причинам может быть остановлена работа кабин паспортного контроля на пункте пропуска.
«Временная остановка работы кабин паспортного контроля при круглосуточном режиме работы пункта пропуска может быть вызвана различными факторами необходимости поддержания техники в исправном состоянии (ремонтные работы, обслуживание и так далее), а также в результате предоставления краткосрочных перерывов военнослужащим в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса РК или исполнения ими других обязанностей по защите и охране границы», — уточнили в ПС КНБ РК.
КазТАГ уже не раз рассказывал о пробках на погранпереходах между Казахстаном и Кыргызстаном. В различное время пресс-службы ПС КНБ РК и КГД МФ РК объясняли это разными причинами.
Так в начале июля текущего года начальник отдела по работе со СМИ и связям с общественностью ПС КНБ РК Канатбек Султанов заявил, что пробки на границе с Кыргызстаном связаны с досмотром грузов органами госдоходов.
«Пробки образуются не по вине пограничников. Там органы КГД сейчас осуществляют полную проверку автомашин, грузов на соответствие сопроводительных документов. Погранслужба проверяет только документы», — говорил, в частности, Султанов.
В конце марта текущего года скопление автомобилей на границе с Кыргызстаном в пресс-службе КГД МФ РК объясняли нежеланием перевозчиков проходить досмотр.
Между тем, нередко поступают сообщения о гражданах, которым во время их ожидания в очереди на границе приходится вызывать «скорую помощь».