Нынешний праздник Независимости отмечен принципиально новым лозунгом несогласных – «Казахстан без Назарбаевых». Не «-ва», как было еще во время летней вспышки протестной активности, а именно во множественном числе.
Что это значит? Впервые прозвучал призыв не просто к уходу из власти конкретного ее представителя, а по сути – к переделу и власти, и – главное — собственности. Даже в «узкосемейном» смысле Казахстан без Назарбаевых – абсолютно другая страна.
Ведь, Дарига Назарбаева и ее клан – это стратегическая отрасль связи, это бОльшая часть медиа-рынка, это контроль (если не полный, то частичный) над главными таможенными воротами страны – Хоргосом и много еще чего.
Ее сестра Динара с супругом Тимуром Кулибаевым – это крупнейший в стране Народный банк и всемогущая Halyk Group, это страховой рынок, наконец, это нефтяная и нефтесервисная отрасли, которые супруги контролируют через Ассоциацию KazEnergy.
Самая младшая из сестер Алия через созданную ею Экологическую Ассоциацию контролирует ТОО «Оператор РОП». Эта компания аккумулирует утилизационные сборы со всей импортируемой страной продукцией – от соков в тетрапакетах до автобусов и комбайнов. Шикарный бизнес, который приносит его хозяйке многие сотни миллиардов тенге, выделяемые из бюджета.
А еще у главы большого семейства есть младший брат Болат Абишевич, интересы которого простираются, как минимум, на всю Алматинскую область, в том числе – на уже упомянутый Хоргос.
Так что, если еще можно представить себе Казахстан без Назарбаева как политического актора, то о присутствии так называемой first family в экономике и в жизни страны можно будет говорить еще многие и многие годы.
Ведь за почти три десятилетия суверенного плавания у нас не появилось главного атрибута цивилизованного передела собственности — контрэлит. В скобках заметим: это во многом следствие усилий первого президента.
Но «назарбаевы» это не только семья. Если внимательно посмотреть на топ-50 богатейших людей Казахстана по версии Forbes, то окажется: большинство из них — креатура либо самого елбасы, либо его близких. Вся большая экономика, и как следствие, большая политика «подвешена» на одного человека. Эту особенность подметил еще отец российской ваучерной приватизации Анатолий Чубайс. В один из приездов в нашу страну, он произнес ставшую крылатой фразу: «Хорошо вам, ребята: президент скажет надо, экономика ответит – есть».
Надо признать, что этот авторитарный механизм действовал безотказно в эпоху дорогой нефти и прочего сырья. Но сегодня о тех тучных годах можно только мечтать. А отсутствие экономически активного среднего класса окончательно сажает бюджет на сырьевую иглу.
Тем временем, народ стремительно нищает. По статистике средняя казахстанская семья тратит на питание 40 процентов своих доходов. А у тех, кто живет ниже среднего, на еду уходит практически все. Умопомрачительных масштабов достигла безработица, особенно, среди молодежи. Как недавно признался вице-премьер Бердыбек Сапарбаев, каждый четвертый выпускник вуза — безработный.
Начавшийся на таком социально-неблагоприятном фоне транзит власти лишь подливает масла в огонь. Второму президенту, поспешившему еще в ходе выборов, объявить о кардинальных реформах, о необходимости помочь людям, попавшим «в трудную жизненную ситуацию», теперь приходится платить по векселям. Только в своем сентябрьском послании Касым-Жомарт Токаев наобещал народу на 7 с лишним триллионов тенге.
Но что будет, когда деньги, которыми президент собирается тушить разгорающийся костер недовольства, закончатся? Кстати, по оценкам независимых экономистов, у страны есть еще два-три, а в лучшем случае пять лет более-менее благоприятной конъюнктуры на мировых рынках. А дальше потребуются радикальные реформы, в том числе – сокращение или даже полная ликвидация пресловутого квазигосударственного сектора. Пока дальше моратория на создание новых национальных компаний дело не продвинулось.
Понятно, что на этом пути Токаева ждет жесточайшее сопротивление тех, чьи интересы «сидят» в квазигоссекторе. А это, в основном, либо прямые родственники первого президента, либо люди, принадлежащие к так называемому «ближнему кругу». Наивно полагать, что все они добровольно отдадут нажитое непосильным трудом. Значит, передел собственности, к которому призывали плакаты в руках демонстрантов, отнюдь не обещает быть мирным. Вдобавок ко всему в стране складывается изрядная армия патерналистки настроенных «мизераблей», привыкших к регулярным подачкам от государства. Когда же раздача слонов закончится, именно они создадут питательную среду для «казахского бунта» — нисколько не менее бессмысленного и беспощадного, чем классический русский.
К чему это может привести, мы видим на примере соседнего государства: с одной стороны активное гражданское общество, с другой – незавидный статус самой бедной страны в Центральной Азии. И печальнее всего то, что от кыргызской «сумы» наша страна абсолютно не застрахована – как с «назарбаевыми», так и без них.
***
© ZONAkz, 2019г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.