Алматы. 29 января. КазТАГ – РГП «Казаэронавигация» при падении лайнера Fokker-100 авиакомпании Bek Air назвало аэропорту Алматы неправильное место крушения, сообщает «Время».
«В 7.35 руководитель полетов предоставил информацию о том, что ЧП произошло в квадрате 20А. Через минуту на месте авиапроисшествия был первый пожарно-спасательный расчет. Но информация не соответствовала действительности, потому что пока наша служба ехала в квадрат 20А, они по ходу увидели, что происшествие произошло в квадрате 18Б», — сообщила на заседании общественного совета Алматы пресс-секретарь алматинского аэропорта Наталья Соколова.
Говоря о противообледенительной системе лайнера, она рассказала, что противообледенительную обработку выполняют наземные службы аэропорта, «но исключительно в том объеме, на который подает заявку командир воздушного судна».
«Что касается качества противообледенительной жидкости, то она была закуплена по тендеру в сентябре прошлого года, имеет все сертификаты и использовалась в обработке других самолетов», — говорится в сообщении.
Соколова уточнила, что аэропорт отвечает лишь за предполетную подготовку воздушного судна, а затем его ведут диспетчеры «Казаэронавигации».
Члены общественного совета выразили мнение, что аэропорт тоже несет ответственность за происшествие, так как не принял мер по поводу застройки земель вокруг аэродрома. Приводится мнение, что «если бы не строящийся дом, в который врезался самолет, жертв можно было бы избежать». Пресс-секретарь ответила, что аэропорт ничего с этим поделать не может.
«В составе комиссии по контролю за деятельностью, которая может угрожать безопасности полетов, наши сотрудники есть. Переписка со всеми ведомствами есть. Акты, протоколы, переписка переданы в комиссию. Аэропорт не выдает разрешений на строительство и не запрещает. В эту комиссию входят помимо служб аэропорта службы «Казаэронавигации», инспекции по безопасности полетов, УВД. Выдают разрешение районный и областной акиматы – это уже к ним вопросы», — сказала Соколова.
Вместе с тем, по словам начальника ДЧС Алматы Серика Аубакирова, его ведомство никаких писем по этому поводу не получало.
24 января МИА КазТАГ со ссылкой на источник сообщало, что президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева предупреждали о проблемах в гражданской авиации еще в середине 2019 года, и он даже давал поручение правительству принять конкретные меры, однако авторы письма в итоге получили формальный ответ. Как уточнил источник, обращение было направлено президенту Казахстана еще в середине 2019 года. В нем казахстанские авиаторы просят также главу государства наложить мораторий на создание АО «Авиационная администрация Казахстана». Также стало известно, что авиаадминистрация планирует привлечь британских консультантов за Т2 млрд из средств РГП «Казаэронавигация», а также предусматривается около Т2 млрд в год на содержание общества, в том числе на привлечение иностранных кадров. АО «Авиационная администрация Казахстана» начала работу 1 августа 2019 года. С момента создания авиаадминистрацию возглавляет гражданин Великобритании Питер Гриффитс.
27 января источник, знакомый с ситуацией в авиационной отрасли страны, сообщил агентству, что РГП «Казаэронавигация» потеряло в Bank RBK и Qazaq Banki более Т40 млрд. В документе на имя Токаева авторы обращают внимание главы государства на аффилированность главы «Казаэронавигации» с указанными банками. Генеральным директором РГП «Казаэронавигация» является Азат Бектуров – зять Ерлана Нигматулина – брата спикера мажилиса Нурлана Нигматулина. Азат Бектуров – муж заместителя акима Нур-Султана Малики Бектуровой. Одним из крупнейших акционеров ликвидированного после критики первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Qazaq Banki являлся Динмухамед Идрисов, который приходится спикеру сената Нурлану Нигматулину сватом. Идрисов был также одним из учредителей АО «RBK Bank» – он вышел из состава учредителей банка в ноябре 2017 года. Ему же принадлежала до недавнего времени и страховая компания Amanat, которая является страховщиком авиакомпании Bek Air, самолет которой потерпел крушение в конце декабря 2019 года под Алматы. Через неделю после авиакатастрофы стало известно, что Идрисов продает Amanat другому казахстанскому бизнесмену – Кенесу Ракишеву.
Напомним, 27 декабря 2019 года в 7.22 рейс №Z2100 авиакомпании Bek Air по направлению Алматы–Нур-Султан при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением. Самолет дважды задел хвостовой частью взлетную полосу. Всего на борту было 93 пассажира, среди них три младенца, пятеро – члены экипажа. В авиакатастрофе погибли 12 человек, в числе которых – журналист интернет-портала Informburo.kz Дана Круглова и председатель совета генералов Казахстана Рустем Кайдаров. Также тогда погиб командир воздушного судна Марат Муратбаев, а 28 января умер второй пилот – Миржан Мулдакулов. В результате проверок, начатых после авиакатастрофы, многочисленные нарушения нашли как в авиакомпании Bek Air, так и в сфере земельных отношений на прилегающей к аэропорту Алматы территории. Позже гендиректор АО «Авиационная администрация Казахстана» Питер Гриффитс написал обращение к авиаторам после крушения самолета авиакомпании Bek Air из-за его предположительного обледенения. В нем глава авиаадминистрации призвал представителей отрасли убедиться, «что все экипажи осведомлены об очень холодных погодных условиях (температура может понижаться до -40)», и убедиться, «что самолет не покрыт льдом перед полетом».