Судя по всему, с итогами парламентских выборов все более или менее понятно. Хотя агитационная кампания только-только официально стартовала. Недавний социологический опрос, проведенный исследовательским институтом «Общественное мнение» («Қоғамдық пікір») выдал результаты, очень похожие на реальную картину, которую страна увидит 10 января. Социологи задали респондентам вопрос: «За какую партию вы проголосовали бы, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?». И получили искомый властью ответ: 72,5 процента отдали бы голоса правящей партии.
Остальные четыре политобъединения «Общественное мнение» и вовсе оставило за порогом парламента – они, судя по результатам опроса, рискуют не преодолеть 7-процентный проходной барьер. Их коллеги из Института евразийской интеграции, проводившие аналогичный замер, добавили одну существенную деталь: о своей готовности прийти на выборы 10 января заявили всего лишь чуть больше половины опрошенных – 54,8 процента. Что тоже вполне похоже на правду. Причем, по данным «евразийцев», в первых рядах спешащих на избирательные участки будут преобладать немолодые люди – от 45 до 61 года и старше. Впрочем, в наших палестинах явка – вещь вторичная: в законе нет нижнего предела, за которым итоги голосования могли бы признать несостоявшимися. А если что – всегда можно дорисовать, благо, количество наблюдателей и их свобода действий сильно ограничены последним постановлением Центризбиркома.
По существу, это все, что нужно знать о выборах мажилиса 7-го созыва… Ах, да, еще один нюанс; если в парламент пройдет только одна партия, то голоса остальных, не перепрыгнувших барьер, достанутся ей. Впрочем, такое едва ли случится: свято место «парламентской оппозиции» пустовать не должно. Кого из оставшейся четверки решат (или уже решили?) назначить оппозицией – для нас с вами значения не имеет. В программах этих партий нет ровным счетом ничего, делающего их пребывание в нижней палатке значимым для избирателя.
Нас, по идее, должно волновать другое – как жить дальше будем? Что приготовили нам власти в награду за нашу «поддержку» на выборах? Программная речь второго президента на съезде партии первого такими подарками вроде бы изобилует. Одно лишь смущает: лучшая жизнь обещана нам не сейчас, а через пятилетку. Поддержка образования и здравоохранения, науки и спорта, выделение триллионов тенге на социальные выплаты – это, конечно, замечательно. Но подобные посулы повторяются регулярно – вплоть до почти дословных совпадений. Нурсултан Назарбаев на внеочередном съезде своей партии в феврале прошлого года объявил о принятии программы «Общество благополучия. Десять целей десятилетия». Касым-Жомарт Токаев в ноябре года нынешнего провозгласил пятилетний план «Путь перемен: достойную жизнь – каждому». Оба документа обозначают одни и те же цели: безработным – работу, работающим – достойную зарплату, социально незащищенным – индексированные пособия, бесквартирным – жилье. И там, и тут называются конкретные цифры – сотни миллиардов, триллионы тенге. И там, и тут приводятся даты — 2021, 2023, 2025. 2030… Народ хочет хорошей жизни сегодня. А вместо этого ему обещают еще лучшую, но …завтра-послезавтра. Спрашивается, могут ли серьезные политики позволить себе жить в будущем времени, когда их страна из последних сил выживает в настоящем? На Западе отрицательный ответ был бы очевиден. Но не у нас…
Вообще, культ завтрашнего дня – привычное состояние наших рулевых. Даже когда речь идет о шагах, делать которые надо было еще вчера. На днях прошло заседание Высшего совета по реформам. Это любимое детище президента Токаева было создано его указом еще 14 сентября. Вскоре после этого были обнародованы структура совета и его персональный состав. Страна замерла в ожидании конкретных действий реформаторов. Тем более, что председатель ВСР (он же – глава государства) четко обозначил стратегические направления этих действий еще в своем Послании от 1 сентября.
И вот 9 декабря – три месяца спустя – читаем на официальном сайте Акорды: «На очередном заседании Высшего совета по реформам были рассмотрены подходы к переформатированию системы государственного планирования, заслушаны доклады руководителей консультативных комитетов по макроэкономической политике, развитию социальной сферы, диверсификации экономики и бизнес-регулирования, реформированию судебной и правоохранительной систем, государственного управления и госуслуг… По итогам заседания были утверждены план работы Высшего совета при Президенте Республики Казахстан по реформам на 2021 год и составы консультативных комитетов». Интересно, о чем докладывали главе государства, если он, подводя итог проходившему онлайн заседанию, попросил «определить перечень первоочередных реформ и предложений по их реализации»? Неужели за три месяца нельзя было элементарно расставить приоритеты?! Если президентский генеральный штаб реформ продолжит работать столь же «оперативно», то прорывные идеи его внештатного советника сэра Сумы Чакрабарти скорее воплотит советник главы соседнего Узбекистана сэр Сума Чакрабарти.
А как было бы славно, если б уже 25 ноября на предвыборном форуме своей партии президент имел возможность сказать: «Мы с коллегами по ВСР посоветовались и я решил…». И поведать однопартийцам с их избирателями о конкретных новеллах того же Социального кодекса – документа, уж точно способного заинтересовать и воодушевить электорат. Вместо этого 9 декабря Касым-Жомарт Кемелевич лишь дежурно попросил уделить этому «особое внимание». Остается только дождаться следующей переклички реформаторов и убедиться, что просьба услышана…
Конечно, по скупому релизу президентской пресс-службы трудно получить полное представление о событии. Но в одном можно не сомневаться: реальную отдачу от ВСР мы увидим не раньше, чем к концу очередной парламентской пятилетки партии власти.
У руководителей партии и государства такая фора, возможно, есть. Или, по крайней мере, так думают они сами. А есть ли она у нас – граждан этого государства? На властном Олимпе и у его подножья достаточно рассказчиков про «Прекрасное Недалёко», куда мы прибудем со дня на день. А вот смельчаков, готовых честно признаться, куда и почему (в том числе, благодаря кому) мы пришли, днем с огнем не найти. Такие там надолго не задерживаются.
А ведь по большому счету людям все равно, сколько партий – одна, пять или десять – будут заседать в парламенте. Народ ждет от власти только одного – честности. Увы, похоже, именно этого больше всего боятся и власть, и ее партия. Потому и предпочитают реальному общественному мнению подогнанное под свои хотелки.
Неужто и с реформами будет то же самое?
***
© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.