Алматы. 21 декабря. КазТАГ – Журналист Михаил Козачков уличил судей Карагандинского суда в нарушениях при оформлении документов.
«Началось все с довольно обычной истории — в городе Сарань отец и две дочери в судах выясняют, у кого из них больше прав на магазин «Салем», которым ранее управляла мама, скончавшаяся в прошлом году. (…) Изначально дело распределили судье Руслану Тайбекову, уже участвовавшему в разборках вокруг «Салема». Отец и младшая дочь заявили ему отвод, но другой судья Игорь Пак решил, что препятствий для правосудия нет. А потом Тайбеков лично подал заявление о самоотводе на тех же основаниях — дескать, уже приложил руку к этим семейным спорам, прошу меня освободить. Это прошение удовлетворил председатель коллегии по гражданским делам Шахатбек Абдиров», — рассказал Козачков.
При этом он отметил, что самоотвод был удовлетворен 2 декабря, а постановление об отводе появилось в судебном кабинете только 14 декабря. Это привлекло внимание журналиста, и он решил более тщательно изучить документы.
В результате выяснилось, что определение об отводе подписано электронной цифровой подписью председателя коллегии по гражданским делам Шахатбека Абдирова, а вместо фамилии автора документа был указан семизначный номер.
«Автором же документа указан не конкретный человек, то есть не Иванов-Петров-Абдиров, а некто, скрывающийся за цифрами 721-0037. 721-0037. Кто бы это мог быть? Чтобы выяснить это, я потратил несколько часов в воскресенье, ковыряясь в базе судебных актов Карагандинского облсуда. Познакомился заочно со всеми судьями. Ну и узнал, ясное дело, кто же из них скрывается под порядковым номером 721-0037. Все готовы? 721-0037 — это Руслан Тайбеков (…) Я нашел три документа, в которых именно судья Тайбеков значится председательствующим по делу. И везде автор — 721-0037», — пишет журналист.
Кроме того, как выяснил Козачков, подпись Абдирова стояла под документами, составленными не им, а другими судьями.
«А вот у Шахатбека Абдирова все наоборот. Он хоть и председатель коллегии, но в его документах порядка намного меньше. Три разных документа для примера — везде указаны разные авторы: Досмаганбет Арайлым, Даненова Акмарал, ИбраевМ. Выходит, постановления и определения Абдирову пишут все, кому не лень, а он всего лишь их визирует? А теперь самое интересное. Если все документы, где автором указан 721-0037, принадлежат перу Руслана Тайбекова и набраны на его компьютере, то получается… что и определение о самоотводе судьи Тайбекова написал… тоже судья Тайбеков! Если это правда, то Абдиров всего лишь заверил документ своей электронной подписью. Не является ли это нарушением всех вот этих громких лозунгов из Кодекса судейской этики?» — пишет журналист.
По мнению Козачкова, возможно, такое отношение к документам, может стать поводом для проверки со стороны Верховного суда.
«Ну и напоследок вопрос знатокам — если вдруг выяснится, что судебный акт напечатал один судья, а заверил другой, можно ли это считать основанием для признания документа недействительным? И достаточно ли изложенных мною фактов, чтобы Верховный суд начал служебную проверку?» — пишет автор.