И Аль-Каиды не надо

Планета Гондурас

“Ясность мысли оплачивается безысходностью”.

Артуро Перес-Реверте

Теракты в Норвегии невольно заставляют проводить ассоциации с Казахстаном. Вроде бы не очень много общих черт, однако они однозначно имеются. И речь идет не только о больших запасах нефти, но и о качестве работы полиции и спецслужб.

Последние теракты в Казахстане имеют мало общего с мегатерактом в Норвегии. Природа их тоже различна. В Республике Казахстан наблюдатели все сводят к нищете и порождаемой ею безысходности, отсутствии в арсенале государственной идеологии смыслообразующих идей, разделяемых большинством общества. Норвегия – это яркий пример, что человек может убивать и от сытости. Другой момент: всегда найдутся раздражающие факторы до такой степени, что кому-то захочется убивать.

Одна из теорий гласит, что когда человек всецело поглощен поисками пропитания и задачами выживания, то ряд негативных процессов в его мозге блокируется. Тогда как на почве сытости и безмятежности он может “сдвинуться” на какой-нибудь идее-фикс и убить человека (много людей). Яркий пример: противостояние католиков и протестантов в Северной Ирландии, которое невозможно объяснить сугубо социально-экономическими факторами. Здесь нужно подключать психологию, религию, историю, этнологию…

Норвегия при взгляде из Казахстана просто воплощенный рай на земле. Уровень жизни настолько высок, что Осло не хочет входить в Европейский союз, поскольку автоматически войдет в разряд доноров для стран вроде Венгрии или Латвии. Нефтяной фонд и природные запасы используются на благо всего общества под эффективным и полномасштабным контролем парламента. Экономика конкурентоспособная по самым высоким критериям, взять хоть выращивание семги на специальных фермах, хоть деревообработку, хоть энергетику.

Правовое государство там тоже от края и до края. Приехал в страну политический беженец, получил вид на жительство – держи социальный пакет. Государство гарантирует любому члену общества, что от голода он не умрет при любых обстоятельствах. Смертная казнь в стране тоже запрещена. Единственное, что можно предъявить норвежцам – это охоту на китов, занесенных в международную “Красную книгу”. Они ссылаются на местную специфику, заставляющую есть этих морских млекопитающих.

Андерс Брейвик, учинивший кровавую расправу над соотечественниками, в Казахстане никогда не жил и не бывал. Поэтому ему не понять местных “тихих радостей”, когда ты день в день получил оговоренный размер заработной платы, полицейский патруль не докопался до тебя на улице (хотя бутылку пива ты реально выпил), “тревожная” компания на темной улице не проявила к тебе нездорового интереса, сын вернулся из школы не избитым, а дочка не изнасилованной, в государственной структуре вопрос решен без взятки и в срок.

Свобода человека определяется в первую очередь количеством свободного времени. Общественное устройство Норвегии таково, что режим сверхэксплуатации запрещен, а потому свободное время имеется у всех. Г-ну Брейвику оно на пользу не пошло. Сильно раздражали парня религиозные и этнические группы, не вписывающиеся в традиционную структуру норвежского общества эпохи викингов. Вину за приток иммигрантов он возложил на правящую партию социал-демократической направленности и марксистскую “заразу”.

Дальше все пошло в духе нордического характера – обстоятельно, основательно, продумано. Девять лет подготовки – это все-таки срок. В качестве фермера заказал удобрения, которые можно легко превратить во взрывчатку, сделал себе поддельное удостоверение полицейского, раздобыл форму. Оружие в Норвегии приобретается легально. Поэтому ни самозарядный карабин, ни полуавтоматический пистолет для совершеннолетнего гражданина, не имевшего приводов в полицию и вообще каких-либо проблем с законом, состоявшего в стрелковом клубе, проблем не составили.

Вообще-то в норвежской традиции принято доносить в полицию на подозрительных людей. Но Андерс Брейвик не вел себя подозрительно. Обычный гражданин сытой страны. Для сравнения. Когда в Сингапуре “Джемаа Исламия” планировала взорвать 7 посольств (на каждое предполагалось потратить по 2 тонны взрывчатки), то теракт был предотвращен очень просто. Один из мусульман Сингапура заметил, что другой ходит в мечеть, но молится далеко от всех. А это, на самом деле, вызывает вопрос, потому что молиться надо джамаатом – это увеличивает количество благ. Он донес, за указанным мусульманином стали следить. Человек поехал в Афганистан – стали отслеживать его контакты. Контакты почему-то занимались импортом удобрений (нитрат аммония – это хорошее сырье для производства самодельной взрывчатки). Ну а в конце концов всех повязали. Теракт был предотвращен не случайно, а именно благодаря тому, что в Сингапуре государство кропотливо контролирует политические и религиозные мутации на первичном уровне.

Судя по тому, что довелось увидеть в информационных сообщениях, полиция и спецслужбы в Норвегии на одном уровне с казахстанскими, если не ниже. Спецназ не может “по техническим причинам” попасть на остров, а журналисты в это время с помощью вертолета ведут прямой репортаж с побоища. Журналисты уже знали, что находившийся на острове настоящий полицейский убит, а его начальство все наводило справки.

Не случайно, что г-н Брейвик для преступления избрал форму полицейского. В развитых странах человек в форме – это друг, а не источник дополнительной головной боли и дискомфорта. В общем, устроитель теракта ловил своих жертв на ментального живца. Тот факт, что злодеяние от начала до конца совершил одиночка, резко понижало возможности спецслужб его вычислить. В ситуации такой автономности некому предать, трудно выходить на след через подозрительные контакты.

О причинах, побудивших Андерса Брейвика уничтожать соотечественников, много информации на всевозможных Интернет-форумах. Иммигранты в Норвегии, например, часто грабят пенсионеров (там такие люди состоятельные), а правоохранительная система не демонстрирует эффективности. Культура коррупции, привнесенная новыми жителями северного королевства, распространяется с чудовищной скоростью, хотя в идеале должно быть наоборот.

Как бы то ни было, но ситуация с терактами в Норвегии показала, как много вреда может нанести сдвинутый одиночка в условиях реалий XXI века. События 11 сентября 2001 года продемонстрировали, что можно совершить грандиозный теракт без участия какого-либо государства как организации. Осло и остров Утойя открыли новый формат, при котором хватает одного террориста-самоучки для причинения неприемлемого ущерба.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена