Удивительное дело: главный реформатор государства Казахстан разродился, наконец, планом среднесрочных реформ, а те, ради кого все затевалось, пропустили это мимо ушей. После публикации пространного опуса под названием «Национальный план развития до 2025 года прошла почти неделя, а мало-мальски активного обсуждения не заметно даже в экспертной среде. Традиционно отзывчивые на любое телодвижение власти социальные сети тоже не спешат оценить творенье птенцов гнезда Кайратова…
О чем это говорит? Увы, все о том же – о паталогическом неумении государства разговаривать с народом на его языке. Если собрать в кулак все свое терпение и продраться сквозь текст Нацплана, то останется дикое ощущение себя иностранцем на собственной родине: тяжелые синтаксические конструкции, непереводимая с русского на русский квазиэкономическая терминология, обилие англоязычных выражений (спасибо, что сопровожденных подстрочным переводом) … Зачем это все, господа рефороматоры? Кого вы хотите поразить убойной мощью своего интеллекта? Если собственных граждан, то усилия напрасны: мы вполне можем судить о ваших креативных талантах по целому выводку мышей, рожденных горой написанных вами стратегий, планов, программ и концепций. Если же это рассчитано на благосклонную оценку заморских инвесторов и всяческих «международных демократических институтов», то и тут неувязочка: первым абсолютно фиолетовы обещания райской жизни для казахстанцев к «концу пятилетки» — их интересуют исключительно новые сырьевые контракты и способность государства хотя бы умерить коррупционные аппетиты своих чиновников. А вторым нужно только одно – демонтаж «авторитарного режима» и «торжество демократических стандартов».
Ни того, ни другого Нацплан не обещает по вполне понятным причинам. «Демократические» перемены не простираются дальше выборов сельских и – возможно – районных акимов, основные сырьевые контракты давно заключены, а коррупция… она цветет и пахнет вопреки титаническим усилиям властей. Дошло до того, что недавно диппредставитель Афганистана в РК попросил у наших антикоровцев содействия в антикоррупционном мониторинге совместных бизнес-проектов в этой стране…
Не собираюсь анализировать конкретные пункты Нацплана – это дело профессиональных экономистов. Да и 2025-й не за горами, так что, время покажет. Но очевидно одно: Национальный план развития не станет планом нации – даже после того, как его своим указом утвердил президент. И не только потому, что целей поставлено слишком много, а времени остается катастрофически мало. И не потому даже, что большинство этих целей уже ставились раньше, но мы к ним даже не приблизились. В этом авторы Нацплана завуалировано признаются уже во введении к сему пространному документу: «Принятый в 2018 году Стратегический план развития до 2025 года запустил процессы третьей модернизации страны, тем самым определив задачи по качественному росту экономики и повышению уровня жизни. Однако распространение пандемии коронавирусной инфекции и меры, принятые по ее сдерживанию, привели к самому серьезному полномасштабному кризису за последнее столетие. Так, интегральное воздействие пандемии и глобальной рецессии сформировало «новую реальность», кардинально изменив базовый сценарий развития Казахстана».
В переводе с «реформаторского» на человеческий это означает: ни качественного роста экономики, ни повышения уровня жизни добиться не получилось, поэтому мы начинаем все сначала. Тут и коронакризис пришелся очень кстати – теперь есть «железная» отмазка про созданную им в «интеграции» с глобальной рецессией «новую реальность».
Между тем, совсем скоро, 16 марта, исполнится год действительно новой для нашей страны реальности – введению режима ЧП. Все мы прекрасно помним, как чудесным образом изменились риторика и семантика власти. Ну, если не всей власти, то, по крайней мере, ее верховного носителя. Касым-Жомарт Токаев в своих обращениях к народу находил по-человечески простые и единственно верные слова, призывая потерпеть, мобилизоваться, обещая, что мы непременно выстоим. И мы действительно выстояли, хотя многим тогда казалось: не сдюжим. Ведь и медицина, и система образования, и вообще вся вертикаль власти не по-детски гнулась, а порой предательски трещала…
Из того переплета страна выбралась – пусть не без истерик и скандалов. Вдруг выяснилось: мягкий, интеллигентный, дипломатичный Токаев может быть жестким и решительным – даже по отношению к тем «тяжеловесам», которые в дочрезвычайные времена явно превосходили его в «весовой категории». И публика, увидев такое чудесное преображение, совсем уж была готова поверить своему президенту…
Но режим ЧП сняли, карантин ослабили – и очень скоро все вернулось на круги своя: «новая реальность», длившаяся вместе с жестким карантином более полугода, не изменила старых привычек власти. Вот последнее по свежести сообщение: в фонде медстрахования на выплаты руководству потрачено 77 миллионов тенге. Такое вознаграждение, по данным мажилисмена Аманжана Жамалова, было выплачено рулевому фонда и троим его замам. «Чтоб я так жил!» — воскликнул обыватель, мгновенно заполнив соцсети злобным ворчанием в духе «когда же они, наконец, нажрутся?!». В ФСМС зачем-то стали оправдываться: мол, эта сумма пошла не на премии, а на все вместе – зарплаты, отпускные, больничные. Но в итоге все вышло, как в бородатом анекдоте: ложки нашлись, но осадок остался…
Спрашивается, как на таком фоне относиться к прописанным в Нацплане «ништякам», которые к 2025 году ждут врачей и их пациентов, а заодно – ко всем прочим посулам?
Скажем честно: нам всем очень хочется проснуться в той стране, что обещают создать уважаемые господа реформаторы меньше, чем за четыре года – такую мы до сих пор только на «Хабаре» видели. В этой прекрасной стране полиция служит гражданам, оберегая их безопасность, работодатели заинтересованы повышать зарплату своим работникам. А правительство зорко и неусыпно бдит за «справедливым распределением материальных благ».
Вот только для этого президенту придется объявлять чрезвычайный экономический режим на год-другой. Этого времени Касым-Жомарту Токаеву с его очевидным талантом кризис-менеджера должно с лихвой хватить для полной победы над коррупцией, равноудаления олигархов, «прополки» грядок квазигоссектора, наведения образцового порядка в авгиевых конюшнях госзакупок… Главное, народ, наконец, поверит в серьезность намерений реформаторов. А если вдобавок президент честно и без обиняков объяснит, во имя чего предпринимаются такие чрезвычайные меры, то тысячи людей выйдут на улицы с плакатами «Нацплан партии — Нацплан народа!».
Может, стоит рискнуть, Касым-Жомарт Кемелевич?
***
© ZONAkz, 2021г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.