Базарбек об иске Байбека к Мамаю: Я знаю, что творилось с землей в Алматы в 2017-2019 годы

Алматы. 18 июня. КазТАГ – Известный казахстанский юрист Бакытжан Базарбек считает странным решение суда по иску по иску бывшего акима Алматы – первого заместителя председателя партии Nur Otan Бауыржана Байбека к политику Жанболату Мамаю и сообщил, что не понаслышке знает, что творилось в сфере земельных отношений в годы правления Байбека в Алматы.

«Суд в гражданском деле по иску Бауыржана Байбека к Жанболату Мамаю отказался приобщать к материалам гражданского дела заключение специалиста, подготовленное мной по запросу адвокатов Мамая. Я не политик и не отношу себя к сторонникам Мамая, но я один из немногих в Алматы компетентно знаю, что творилось (это творится и сейчас) в земельных отношениях в Алматы в 2017-2019 годы. И к удивительной случайности, в это время акимом Алматы был истец по данному гражданскому делу», — прокомментировал Базарбек решение суда по спору двух политиков.

Как уточнил юрист, в 2017-2018 годы он был независимым экспертом при акимате Алматы по земельным вопросам, помогал в земельных вопросах первому заместителю акима города, и по совместительству председателю земельной комиссии — Султанбеку Макежанову.

«Каждый четверг каждой недели по просьбе Макежанова я принимал участие в качестве независимого эксперта по земельным вопросам в приеме граждан. По просьбе того же Макежанова меня как независимого эксперта по земельным вопросам в прямом смысле слова затянули в пекло земельных скандалов и мне пришлось «разруливать» эти скандалы в акимате Алматы и акиматах Наурызбайского и Алатауского районов Алматы. Приходилось успокаивать людей, а оказалось, что спасаю от народного гнева их души. Именно в тот период в мои руки попали интересные документы и материалы, которые подтверждают незаконность в действиях должностных лиц УЗО, УАиГ, ГАСК и собственно, акимата Алматы в земельных вопросах», — подчеркнул эксперт.

По его словам, он «более чем убедился в этом, когда защищал в судах интересы рынка «Мизам», права на землю Сары Баеркановой, Анищенко, Гумаровой, ТОО «ТКМ», Ишмухамедова (Бегалина)».

«После тщательного изучения материалов отчуждения земель КазНУ им.Аль-Фараби и земель Казахфильма им.Ш.Айманова, убедился, с нами тут не госслужащие, а «бизнесмены на госслужбе», в составе которых должностные лица управления городского планирования и урбанистики, управления земельных отношений, управления градостроительного контроля и собственно, аппарата акима города Алматы. Что касательно, о самой роли Бауыржана Байбек в этом деле, конкретно утверждать о его персональной виновности не могу и как юрист не имею права. Это работа правоохранительных органов, куда адвокаты Мамая планируют в ближайшее время направить все материалы касательно отчуждения земель КазНУ имени аль-Фараби и «Казахфильма», — добавил Базарбек.

По его словам, в своем заключении он тщательно на основе конкретного документа из состава земельно-кадастрового дела и землеустроительного проекта доказывает эпизоды нарушения требований Земельного кодекса, закона «О государственном имуществе» и других законов и подзаконных актов, со стороны конкретного государственного органа, конкретного должностного лица акимата города Алматы и его структурного подразделения.

«Быть может, судье дали знать, что нужно сворачивать процесс, пока не разгорелся скандал. Быть может, судьей по своей воле принято решение по быстрее «свернуть» судебный процесс, и тем самым, показать «лояльность» определенным политическим группам. Подумали, что с приобщенным к материалам гражданского дела заключением специалиста Бакытжана Базарбек, общественность будет иначе оценивать деятельность бывшего акима города Алматы и в целом, деятельность организации которую он возглавляет? Правды, наверное, не узнаем никогда. Это удел политологов, пусть они домысливают. Я как юрист в области земельного права, если честно, не рассчитывал на торжество справедливости и закона в этом судебном деле», — признался эксперт.

Он считает, что «иск и суд Байбека над Мамаем, как минимум, странный».

«Зачем подавать иск в суд, и побеждать судебный процесс «вот таким-то образом», если люди и общество и без этого суда знают всю правду о коррупции в земельных отношениях в акимате Алматы? Зачем своими руками создавать возможности для третьих лиц для наполнения информационного медиапространства контентом, создающим условия для разоблачения его деятельность и деятельности его подчиненных? Этим судом как будто истец зазывал ответчика: «покопайся в моей деятельности»! И чувство осталось какое-то странное, вроде бы истец выиграл суд, но концептуально проиграл! А проиграл каким образом: общественность в ближайшее время узнает шокирующие подробности по отчуждению земель КазНУ имени аль-Фараби и «Казахфильма» имени Ш. Айманова», — добавил юрист.

Не понятным для него осталась позиция суда, «который наотрез отказался приобщать к материалам судебного дела юридическое и филологическое заключение специалистов».

«Но хотя бы для создания видимости справедливого суда можно было бы соблюсти элементарные условия гражданского судопроизводства. А потом, можно было бы «нарисовать» любое решение суда, как это успешно делается у нас в судебной практике. Реактивное «сворачивание» судебного процесса и ущемление прав ответчика на заявление доказательств, это ясный сигнал обществу, что судом защищаться будет не Конституция, а отдельные персоны. По словам адвоката истца, 90% всей доказательной базы, а это почти 2 тыс. страниц земельно-кадастрового дела КазНУ имени Аль-Фараби, не относится к делу. Странно и даже забавно! Адвокат не может отрицать того факта (подтвержденного ответами генеральной прокуратуры, министерством образования и науки РК, а также ответами УЗО Алматы), что уменьшение площади земли КазНУ имени Аль-Фараби было оформлено постановлением акима Алматы, и по удивительной случайности, подписанный ее доверителем», — подчеркнул Базарбек.

Такая же ситуация, по его словам, произошла и с «Казахфильмом» имени Ш. Айманова.

«Мамай отметил, что «Байбек продал под застройку Esentai Сity последний сохранившийся яблоневый сад», и если убрать непринципиальные неточности и совершенно неприемлемые жесткие выражения (которые я не приветствую) со стороны ответчика, то изучая материалы земельно-кадастрового дела КазНУ имени аль-Фараби, мы приходим к выводу, что в утверждениях Мамая присутствуют признаки определенной правдивости и обоснованности его утверждении. И рассматривать земли Esentay без изучения земельно-кадастрового дела КазНУ имени аль-Фараби концептуально не правильно!» — подчеркнул эксперт.

Базарбек указал на то, что некоторые земельные участки под благоустройство, озеленение и парковочной зоне в Esentay – «это бывшие земли КазНУ имени аль-Фараби».

«Именно земельно-кадастровое дело в более чем 2 тыс. страниц по КазНУ имени аль-Фараби и «Казахфильму» имени Ш. Айманова истребовано адвокатами Мамая после консультации со мной. Каждую страницу земельно-кадастрового дела мы досконально изучили. Если честно, после изучения 2 тыс. страниц земельно-кадастровых дел вопросы возникли не только к истцу, но и к другим градоначальникам мегаполиса прошлых лет. Судья мог бы приобщить к материалам гражданского дела заключение специалиста и там в суде вынести свое решение, так сказать, по своему убеждению. И вопросов к суду было бы намного меньше. По крайней мере, общество посчитало бы: «на судью надавили». А тут мыслей на сей счет много!» — добавил юрист.

Как отметил эксперт, это был «забавный и странный судебный процесс».

«И, к сожалению, своей аморфностью и гражданской неполноценностью мы это с вами заслужили. Да, бывают совершенно «неадекватные» решения судов, наподобие решения Талгарского районного суда (по земельным аферам и махинациям чиновников акимата района и НАО после крушения самолета Bek Air), когда аферисты и коррумпированные чиновники акимата и НАО по сути, «отскочили» от суровой уголовной ответственности, получив небольшие сроки лишения свободы или вообще, ограничение свободы. И это гражданское дело войдет в картотеку забавных судебных дел, где не было равноправия и состязательности в суде, а был суд над ответчиком», — считает Базарбек.

Он повторил, что не относит себя к сторонникам Мамая.

«Я не политик, я юрист, эксперт в области земельного права, и оцениваю действия «кого-либо» по конкретным документам. А документы, а это материалы земельно-кадастрового дела и землеустроительного производства на конкретные земельные участки безмолвны, у них нет языка и эмоции. Но когда тщательно их изучаешь, ты понимаешь весь ужас творимого беспредела и безнаказанность тех, кто подписывал эти документы. В условиях «карманного» правосудия и словоблудия руководства Верховного суда об изменениях в судебной системе уповать на честное, справедливое решение суда возможно только при огласке обстоятельств беспредела и при наличии оглушительного общественного резонанса дела в медиапространстве», — подчеркнул юрист.

По его мнению, «не будет резонанса, не будет и справедливого решения суда».

«Вот такая формула достижения справедливости и есть итог судебной реформы в Казахстане. Радует, что скоро начнется конец этому беспределу. В рамках цифровизации в земельных отношениях мы создаем базу ЕГКН и все земельно-кадастровые дела будут оцифрованы, весь порядок предоставления земельных участков перейдет в электронный формат, мы распустим все земельные комиссии в регионах, и сведения земельного кадастра в части собственника и землепользователя сделаем открытыми. Полагаю, коррумпированные чиновники в акиматах в последний момент до наступления цифровизации стараются «сделать свои дела». Сейчас ночь, но уже на горизонте становится светло и скоро будет расцвет! Расцвет неизбежен, как неизбежна тотальная вендетта над теми, кто творил этот беспредел в стране. Главное, возможности у нас велики и воли достаточно. Все только начинается», — предупредил Базарбек.

Ранее адвокат Айжан Ташенова, представляющая интересы Байбека, сообщила, что подала исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации в гражданском порядке в районный суд №2 Ауэзовского района Алматы к Мамаю и Иманбай. Поводом стали публикации с обвинениями в адрес экс-акима Алматы в коррупции. Иманбай, комментируя иск, подчеркнула, что готова умереть, но не откажется от своих слов. Также Мамай и Иманбай потребовали от Байбека его личного участия в судебном процессе. 3 июня Мамай сообщил, что сестра экс-акима – Айгуль Байбек получила два государственных контракта на общую сумму в Т425 млн за съемку одного и того же фильма. 15 июня суд удовлетворил иск Байбека к Мамаю. Адвокат Галым Нурпеисов, комментируя решение суда, выразил мнение, что на процессе было ущемлено право ответчиков на защиту – он считает, что ускоренный режим был необходим для того чтобы сократить коррупционное поле.