Утром 15 октября на полигоне в селе Солоти Белгородской области, недалеко от украинской границы, произошла трагедия. Во время огневой подготовки недавно мобилизованных солдат (по другой версии – добровольцев) двое из них (по другой версии – трое) открыли огонь по сослуживцам. Успели убить 11 человек, ещё 15 ранены. По неофициальной версии жертв больше. Преступников застрелили снайперы.
Что это было? Пока ничего не понятно. Идёт расследование. В Министерстве обороны РФ назвали случившееся терактом. Объявлено также, что террористы – «граждане одной из стран СНГ». Практически все источники говорят, что они таджики (правда, есть и «узбекская» версия), но официального подтверждения пока нет.
Такие происшествия всегда вызывают большой резонанс. Если бы преступники оказались славянами, то эксперты сейчас говорили, что в армию набирают неуравновешенных людей и так далее. А тут ещё более тревожная ситуация: в армию набрали совсем уже непонятно кого. И эти непонятно кто десятками убивают российских солдат.
Надо сказать, что тема «мигранты на войне» в последнее время активно обсуждается в России. Причём, до трагедии в Белгородской области тема обсуждалась вполне доброжелательно. Более того. Сразу после начала мобилизации некоторые креативные россияне заявили: пусть мигранты, которые хотят быстро получить гражданство РФ, активнее идут в армию и на войну. И те, кто уже получил – тоже идут. Гражданство России надо заслужить и отработать. С такой инициативой, например, выступил член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов, кстати, знакомый нашим читателям. Я несколько лет назад делал с ним интервью ещё как с руководителем Национального антикоррупционного комитета.
Кабанов сообщил журналистам: в рамках объявленной частичной мобилизации СПЧ готовит «предложения» для новых граждан РФ, имеющих российское гражданство менее 10 лет, по обязательному прохождению воинской службы в течение года. В первую очередь это касается выходцев из стран Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Кабанов также заявил, что реализация данной инициативы «будет адекватным ответом на официальный запрет со стороны властей вышеназванных стран на участие их граждан в СВО в добровольном порядке, за что им грозит уголовное наказание на родине».
Кабанова поддержал его начальник, председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев, сам, кстати, выходец из Ташкента. Фадеев сказал, что надо бы поднять верхнюю планку призывного возраста для новых граждан России. По российским законам в армию призывают до 27 лет. А если человек получил гражданство РФ в 28 лет, военкоматы его уже «не видят». Он в российской армии не служил, не имеет военно-учётной специальности. Поэтому на войну по мобилизации идёт русский Ваня, а Болат и Рашид с новенькими российскими паспортами не идут. Значит, надо увеличить призывной возраст для Болата и Рашида до 40 лет, а ещё лучше до 45-ти.
– Речь не идет о немедленной мобилизации натурализованных иностранцев, – пояснил Валерий Фадеев. – Это было бы дискриминацией. Но, например, в Израиле, куда сейчас устремилась некоторая часть наших граждан, репатрианту дается срок в один год для обустройства на новом месте, после чего он призывается в Армию обороны Израиля вне зависимости от возраста.
Инициативу широко и одобрительно обсуждали в российском сегменте социальных сетей и просто на лавочках у подъездов: правильно, пусть «они» идут на войну. То есть вроде бы намечался удобный консенсус. Смелые боевые парни из бывших союзных республик помогают российской армии воевать. Подставляют Ивану плечо в трудный момент. Доказывают, что они достойные граждане России. Но тут случилась стрельба на полигоне. Она если и не обрушивает, то накреняет красивую конструкцию. Порождает обывательские настроения – да они же враги! Религиозные фанатики! Ненавидят Россию и т.д.
Есть ещё одно неприятное совпадение. Буквально за несколько часов до трагедии президент Таджикистана Эмомали Рахмон ярко выступил в Казахстане на встрече лидеров стран СНГ. Он говорил о том, что Россия должна больше уважать своих соседей по Центральной Азии. Хватит относиться к ним свысока. У «малых народов» есть свои традиции, своя культура, своя гордость. Эта речь, по правде говоря, вызвала сложные чувства. А на следующее утро произошла трагедия под Белгородом. Получился своего рода «идеальный шторм».
Здесь трудно удержаться от конспирологичесих версий. Может, выступлением Рахмона воспользовались антироссийские силы? Не обязательно мусульманские радикалы. Это могли быть западные спецслужбы. Или украинские. Втёмную, а может и «всветлую» они употребили религиозных фанатиков или неадекватов. Разыграли нужную карту. По нынешним временам я бы не удивился, если бы так оно и оказалось.
Характерно, что разыгрывалась именно таджикская карта. В Москве как раз таджикская диаспора ведёт себя более активно и наступательно по сравнению с другими среднеазиатскими. Конкурирует с кавказскими диаспорами. Мне по журналистским делам доводилось общаться с некоторыми лидерами таджикской общины. Один из них, ныне покойный, бывший офицер советской армии, был большой любитель рассказывать о том, какой прекрасный, гордый народ таджики, какая у них великая история. Как неправильно к таджикам относятся в России. В последние годы он, говорят, совсем потерял берега. Стал рассуждать о таджикской республике на территории РФ.
А могло ли под Белгородом всё получиться случайно, без участия экстремистов и вражеских спецслужб? Вполне. В российской армии не изжита до конца дедовщина, есть этнические предрассудки. Нерусских мобилизованных или добровольцев могли оскорбить по национальному признаку. Вражеские голоса говорят, что командир там непочтительно задел Аллаха. Да, чтобы открыть стрельбу, убить и ранить два с половиной десятка сослуживцев, надо иметь огромных тараканов в голове. Но такое бывало и раньше.
Знающие люди говорят, что сейчас, в ходе расследования этого преступления борются интересы двух российских ведомств – Министерство обороны и ФСБ. Никто не хочет оказаться крайним. Если следствие установит, что стрельба в определённой степени имеет внутренние причины – неправильное поведение командиров и некоторых сослуживцев, нарушение порядка проведения стрельб и обращения с оружием – то полетят с чьих-то плеч большие армейские погоны. А если окажется, что чекисты прозевали «спящую ячейку» религиозных экстремистов или вражескую агентурную сеть, полетят погоны с чекистов.
Что дальше? Есть надежда, что действия властей и реакция российского населения будут разумными и взвешенными. Что из белгородской трагедии не сделают глобальных «антимигрантских» обобщений. Хотя попытки уже есть. Например, известный российский публицист Сергей Мардан так прокомментировал трагедию в Солотях:
«Расстрел на белгородском полигоне – это настоящая атака «пятой колонны» в подлинном смысле этого термина. Самое время напомнить о его происхождении. Термин «Пятая колонна» приписывается испанскому генералу Эмилио Моле, командовавшему армией франкистов во время гражданской войны.
Наступая на Мадрид в октябре 1936 года, Мола обратился по радио к жителям испанской столицы и заявил, что помимо имеющихся в его распоряжении четырёх армейских колонн, он располагает также пятой колонной в самом Мадриде, которая в решающий момент ударит с тыла.
Вот они в Белгороде и ударили. Но ячейки этой подлинной пятой колонны находятся сегодня во всех больших и малых российских городах, а в Москве и Санкт-Петербурге это давно является серьезной проблемой безопасности».
***
© ZONAkz, 2022г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.