Астана. 26 октября. КазТАГ – Мадина Алимханова. Стратегия достижения углеродной нейтральности не отражает экономическую ситуацию, считает депутат мажилиса Айжан Скакова.
«Несмотря на поручения президента страны и рост затрат на экологию, согласно Международному индексу усилий по смягчению изменения климата, по оценкам РКИК ООН за 2020 год Казахстан имеет статус несоответствия по мониторингу и отчетности выбросов, что не отвечает требованиям международных стандартов, а также страна продолжает по прежнему занимать последнюю строчку в рейтинге Международного индекса усилий по смягчению изменения климата – Climate Change Performance Index-2022 среди 64 стран. Оценка страны составила всего 19,81 балла из 100. В сложившейся ситуации нам крайне важно было бы определится до международной климатической конференции СОР-27 со «Стратегией достижения углеродной нейтральности до 2060 года», о которой заявлено на самом высоком уровне главой государства Касым-Жомартом Токаевым», — сказала Скакова на заседании мажилиса в среду.
При этом она отметила, что первая версия стратегии не отвечает требованиям Парижского соглашения.
«Первое, прежде всего, о цели стратегии. Цель должна отражать не просто энергопереход на низкоуглеродное развитие, но и обеспечить механизмы снижения климатических рисков для экологической, энергетической и продовольственной безопасности страны и здоровья населения. Соответственно, должны быть скорректированы принципы, задачи и комплексные мероприятия стратегии. Данная стратегия не отражает развития экономики, а именно, как будут развиваться и работать промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг, как отразиться она на продовольственной безопасности, здоровье людей? Что конкретно будут значить эти изменения для малого и среднего бизнеса и рядовых потребителей? Однако на эти ключевые вопросы не содержится ответов», — отметила депутат.
Кроме того, она обратила внимание на разрешения на вредные выбросы, выдаваемые министерством экологии, геологии и природных ресурсов.
«Второе, за последние 20 лет промышленное производство в Казахстане значительно выросло, что привело к росту соответствующих выбросов парниковых газов. В 2021 году выбросы от сжигания топлива в промышленности достигли 144,2% по отношению к уровню 1990 года. Очевидно невыполнение задач, поставленных главой государства по достижению нулевых выбросов. Так, министерство экологии, геологии и природных ресурсов по-прежнему выдает предприятиям разрешения на ежегодное увеличение выбросов, в том числе парниковые газов, а внедрение наилучших доступных технологий (НДТ), согласно Экологическому кодексу, начнется только в 2025 году. По факту, для крупных промышленных предприятий международные обязательства Казахстана и национальная стратегия по сокращению выбросов не имеют обязательной силы, так как в первую очередь им важны только разрешения на выбросы, тем более методика установления позволяет получать нужные для предприятий лимиты», — сказала депутат.
При этом она отметила, что стратегия построена по секторальному принципу, что не позволяет выделять проблемы природных экосистем, а меры по адаптации климата в стратегии либо отсутствуют, либо имеют отсылочный характер.
В связи с этим Скакова предложила правительству доработать содержание проекта стратегии, с проведением научной экспертизы в кратчайшие сроки и в соответствии с международными стандартами.