Астана. 18 января. КазТАГ – Только 12,6% дел по интернет-мошенничествам дошли до суда с 2018 года, сообщил депутат мажилиса Юрий Ли.
«С января 2018 года по август 2022 года было зарегистрировано 61 190 дел по интернет-мошенничествам, из них: 7 707 дел или 12,6% расследованы и направлены в суд; по 47 003 делам или 77%, даже не установлены личности мошенников. При грубом подсчете из 10 уголовных дел по интернет хищениям в восьми преступники не найдены», – сказал Ли, озвучивая депутатский запрос в среду.
При этом он отметил, что только за 11 месяцев 2022 года было зарегистрировано 17 500 интернет-мошенничеств, от которых ущерб гражданам составил Т15 млрд, «хотя на август месяц 2022 года ущерб составлял Т7 млрд, то есть за четыре месяца ущерб вырос больше чем в два раза».
По словам депутата, один из следователей, занимавшийся расследованиями такого рода преступлений, оформлял на потерпевших кредиты с их же смартфонов.
«По уголовному делу Доскали Ж.Е. сюжет имеет детективный оборот, бывший следователь Жалайыр Нурбек стал фигурантом уголовного дела за кражу путем незаконного доступа в информационную систему и превышение полномочий: якобы для нужд расследования он забирал у потерпевших смартфоны и через них оформлял на этих же потерпевших кредиты, а деньги присваивал себе. Казалось бы, для восстановления чести мундира новый следователь должен проявить профессионализм и активность, однако и он для установления виновных лиц действий не предпринимает», – рассказал депутат.
В связи с этим Ли предложил генеральной прокуратуре провести повторную прокурорскую проверку по всем уголовным делам, связанным с интернет-мошенничеством и интернет-кражами, производство по которым приостановлено, с вынесением соответствующих актов прокурорского реагирования, а «антикору» – проверить на наличие коррупционных рисков и обстоятельств, способствующих коррупции в сфере правоприменительной практики при расследовании уголовных дел по интернет-мошенничествам и интернет-кражам, включая вопросы по каким юридическим и фактическим основаниям органы прокуратуры требуют от следователей изменения статуса «дропперов» с подозреваемых на свидетелей, особенно тех по счетам или через руки которых проходят регулярные миллионные транзакции похищенных денег и по каким причинам органы полиции не осуществляют должный розыск мошенников.