Про партии — 2

Сетевые СМИ об особенностях политкухни Казахстана

«Итоги выдвижения кандидатов на выборы в Мажилис и маслихаты подвели в ЦИК» — Во всех регионах Казахстана завершилось выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК и маслихатов, сообщает корреспондент Kazpravda.kz.

Центральная избирательная комиссия РК допустила к выборам все 7 политических партий.

Заместитель председателя ЦИК Константин Петров напомнил, что Мажилис состоит из 98 депутатов, 69 из которых избираются по партийным спискам, 29 – по одномандатным территориальным избирательным округам.

В разрезе политических партий статистика выдвижения выглядит следующим образом:

— Народная партия Казахстана (НПК) представила на регистрацию список из 52 кандидатов;

— Демократическая партия Казахстана «Ақ жол» – 54 кандидата;

— Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) – 19 кандидатов;

— Казахстанская партия зеленых «Байтақ» – 18 кандидатов;

— Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» – 25 кандидатов;

— партия Respublica – 25 кандидатов;

— партия AMANAT – 90 кандидатов.

Тамара ВААЛЬ – «Бойкот отменен: ОСДП пойдет на выборы с надеждой победить» — Общенациональная социал-демократическая партия больше не собирается пропускать выборы в мажилис и маслихаты. По крайней мере, в этот раз. Партия, которая считалась в Казахстане формальной оппозицией, довольна текущими преобразованиями в стране и уверена, что ее идеи востребованы.

Съезд ОСДП претендует стать самым малочисленным и быстрым. В зале расставлены 47 стульев, еще пять — в президиуме. На некоторых разложены таблички с лозунгами: «За народный парламент», «За достойную жизнь», «Национализация природных богатств», «Мы против латифундии». Помещение быстро заполняется людьми, которые занимают свободные места.

«Мы начинаем наш съезд — очень важное мероприятие!» — начал председатель партии Асхат Рахимжанов.

По его же предложению быстро выбирают президиум съезда в составе Рахижманова, кандидата в президенты от ОСДП на выборах 2022 года Нурлана Ауесбаева, Ажар Сагындыкову и заместителя председателя партии Айдара Алибаева.

«Развитие села, Агробанк и титульная партия фермеров: с чем пойдет на выборы «Ауыл»» — Партия «Ауыл» на нынешних выборах рассчитывает наконец попасть в мажилис. Среди козырей – три бывших кандидата в президенты, одна из которых – Каракат Абден – присоединилась к партии только что. На съезде партия в очередной раз пообещала сосредоточиться на проблемах аула и далеко от темы не уходить.

В пафосном отеле в Астане, где «Ауыл» проводит свой съезд, о том, что партия сосредоточена на проблемах сельчан должны напоминать многочисленные фото, развешанные по коридору. Делегаты быстро проходят его, чтобы попасть прямо к накрытому фуршету или в зал, где пройдет съезд – зависит от предпочтений.

Лидер «Ауыла», сенатор Али Бектаев перед съездом дает короткое интервью журналистам, полное отсылок к прошлому.

Пройдя в президиум после интервью, Бектаев открывает съезд представлением предвыборной программы.

«Мы все заинтересованы в развитии родного края, в защите продовольственной безопасности страны в целом. Необходимо уделить внимание созданию инфраструктуры в аулах, созданию новых рабочих мест, развитию сельскохозяйственных производств. Необходимо уделить больше внимания развитию социальной сферы в аулах. Очень важно правильное, рациональное использование сельскохозяйственных земель», — говорит с трибуны Бектаев.

«Мы не какие-нибудь консерваторы» — Олжас Сулейменов − один из самых заметных политиков конца 1980-х − объявил о возвращении на политическую сцену в прошлом году. Собрав вокруг себя большую группу бывших чиновников и некогда известных политиков, он возрождает партию «Народный конгресс Казахстана», ушедшую в небытие еще в 1990-х. В Алматы партия провела свой учредительный съезд − это начало процесса ее регистрации. Делегаты пытались определить идеологическую линию «Народного конгресса», нащупывая особый путь «между правыми и левыми», и разбирались куда смотреть: в прошлое или будущее.

Несмотря на противоречия в идеологической линии и программе партии, к ней думают присоединиться еще несколько известных политиков, в том числе Амантай Қажы и Мэлс Елеусизов, в прошлом году в очередной раз заявивший о намерении зарегистрировать свою зеленую партию «Табиғат».

«Съезд как встреча без галстуков» — Партия Respublica – одна из двух, получивших регистрацию накануне выборов в парламент. Как и партия зеленых «Байтак», она пытается доказать, что не является проектом властей, но тщательно подчеркивает поддержку реформ президента. Свой съезд обе новые партии проводят в одном месте, но в совершенно разных форматах.

При регистрации на съезд делегатам раздают вместо традиционных значков (как у всех партий) нетрадиционные силиконовые браслеты с логотипом партии.

Партийцы отсутствие партийного опыта старательно демонстрируют во всем, как и отличие от других политобъединений. Свой съезд они называют «встречей без галстуков» и обозначают это в анонсе.

Атмосфера перед началом съезда максимально дружелюбная, а соучредителей партии видно сразу — они в едином стиле — темно-синих толстовках с логотипом Re. Главная звезда съезда — Алибеков, — с ним все хотят сделать фото и поговорить.

Мест для всех не хватает, поэтому на лестнице раскладывают подушки и в этот момент со второго этажа на первый падает стакан и вдребезги разбивается. Делегаты подпрыгивают, пугаясь, а затем со словами: «Это на счастье», дружно собирают осколки.

Бауыржан МАХАНОВ – «Партия «Байтақ» и её лидер: те ли они, за кого себя выдают?» — Из семи политических партий, уже получивших право баллотироваться на предстоящих выборах в мажилис, две никогда прежде не участвовали в электоральных кампаниях. Один из дебютантов – «Байтақ», который взял на вооружение «зелёную» повестку и 3 февраля, провёл съезд, чтобы определиться со своими кандидатами. Есть ли у него шансы на то, чтобы преодолеть 5-процентный порог, и вообще что он себя представляет? Давайте присмотримся поближе к этому политическому образованию и к его «фронтмену» Азаматхану Амиртаю…

Теперь о самом лидере партии и одновременно её «фронтмене» (это слово пришло из рок-музыки и означает «тот, кто находится на переднем плане, является лицом группы и выражением её имиджа»). Судя по официальной биографии Азаматхана Амиртая, он окончил два казахстанских вуза и Московскую школу управления «Сколково», прошёл всевозможные курсы, в том числе ораторского искусства, мастерства ведения переговоров, успешного ведения бизнеса. Занимался предпринимательской деятельностью, также работал в системе национальной компании «Казахстан Темир Жолы». А в 2016-м организовал экологическое движение «Байтақ Болашақ», которое и стало основой будущей партии.

Николай КУЗЬМИН, политолог – «Чего хотят от парламентских выборов и что могут получить от них политические партии» — Продолжаем наблюдать за игроками, участвующими в парламентских выборах. Сегодня мы поговорим о тех, кого граждане Казахстана будут выбирать, – о политических партиях.

В Казахстане трехуровневая модель партийной системы, где нижний ярус – это незарегистрированные партии, на среднем уровне – зарегистрированные партии, пока не прошедшие в мажилис, и на самом верху – парламентские партии.

Между вторым и первым уровнем возможно двустороннее движение, то есть подъем и спуск, переход партий с одного уровня на другой. Можно также подняться с третьего уровня на второй, то есть пройти регистрацию и принять участие в выборах. Однако, как мы и предполагали, с прошлого года очень немногие партии смогли пройти регистрацию, поскольку это требует денег и команды организаторов, юристов и управленцев, которые могут создать и зарегистрировать филиалы во всех регионах, а также организовать работу партии.

Взглянем на партии, которые по итогам выборов займут верхний, привилегированный ярус. Первый объект здесь – это партия «Аманат», располагающая самой мощной, на сегодняшний день практически безальтернативной системой социально-политических коммуникаций. А коммуникации в современном обществе – это и есть политика.

Через кого специализированные НКО лоббируют принятие законов в поддержку инвалидов, многодетных, малообеспеченных? Через «Аманат». Куда обращаются тысячи казахстанцев, когда им нужна поддержка государства при решении каких-то проблем? В общественные приемные партии власти. Потому что у оппозиционной партии нет общественных приемных. А если бы они и были, чем бы могла помочь оппозиционная партия? Позвать на акцию протеста, на митинг, на борьбу с «антинародным режимом»? Но люди из СУСН (социально уязвимые слои населения) обычно не приключений ищут, а помощи. Поэтому «Аманат» получит уверенное большинство мандатов по партийным спискам.

Вместе с «Аманатом» на верхнем уровне политической системы окажутся также партии, выполняющие функции специализированных департаментов партии власти. За промышленную политику отвечает «Ак жол», за аграрную будет отвечать «Ауыл», за социалку – НПК, но это не точно.

«Ак жол» сохраняет связь с бизнесом, в том числе малым и средним. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на депутатов этой партии в региональных маслихатах. Заодно партия продвигает умеренно националистическую повестку, а лидер партии развлекает экспертную тусовку призывами вступать в Евросоюз по заветам алашординцев. Словом, партия нужная и полезная.

А вот у Народной партии Казахстана явные проблемы. На первый взгляд, это проблемы кадровые, но они могут быть отражением проблем системных. Когда из партии выходят члены парламентской фракции, то есть фронтмены (в последние пару месяцев из партии вышли Айжан Скакова, Ерлан Смайлов, Газиз Кулахметов и Жамбыл Ахметбеков), это свидетельство серьезного кризиса. Похоже на то, что НПК превратилась в партийную франшизу для своего председателя Ермухамета Ертысбаева. Мы сейчас не будем анализировать причины партийного кризиса, но на их возможные последствия укажем – партия может не набрать достаточного количества голосов.

Кто может занять ее место? Во-первых, в парламенте неплохо смотрелись бы экологи. Это современно, это даже трендово. Европейцам, особенно немцам, мы покажем, что у нас все как у людей, есть даже свои «зеленые». Переход из НПК в «Байтак» Айжан Скаковой тоже о многом говорит. И, разумеется, для страны, чья столица уверенно входит в число городов с самым грязным воздухом в мире, это станет надеждой на перемены к лучшему.

Партия «Республика» – это партия фронтменов. Как в старинной песенке Булата Окуджавы, «все они красавцы, все они таланты, все они поэты». Все политтехнологи их будут хвалить, ставить в пример другим партиям. И в Костанайской области, где находится производственная и электоральная база их председателя Айдарбека Ходжаназарова, они легко могут провести своих людей в маслихаты любого уровня. Но в мажилис по партийным спискам – вряд ли получится.

ОСДП остается таким же маловразумительным полуоппозиционным, полулояльным к власти проектом. Теоретически их электорат – СУСН, но ничего, кроме борьбы с режимом, партия им предложить не сможет. Поэтому прогноз негативный. Незарегистрированные партии будут продвигать своих кандидатов в мажилис только по мажоритарной системе. Поэтому мы о них поговорим отдельно, когда будем рассматривать шансы одномандатников.

Данияр АШИМБАЕВ – «Предвыборная ситуация складывается достаточно своеобразно» — Население относится к партиям достаточно индифферентно. Во многом связано это с тем, что те же маслихаты вообще не были видны избирателю, а Мажилис фиксируется в общественном сознании не законами, а выступлениями по злободневным вопросам. Здесь ситуация весьма специфическая. Избирателям неплохо известен ряд депутатов «Аманата», хотя основной спикер фракции по экономике Жамалов в новый созыв не идет. «Профессиональные борцы» со «Старым Казахстаном» энтузиазма и доверия особо не вызывают. Хорошо известен прежний спикер Кошанов.

Проблема «Аманата», во-первых, в новизне бренда, а во-вторых, в том, что фракция старалась быть корректной по отношению к весьма непопулярному правительству. В последнем, нужно отметить, только один человек пользовался авторитетом в обществе — экс-глава Минпроса Аймагамбетов, приход которого в партию действительно усилил ее перед выборами. Что касается бренда, то его продвижение идет и узнаваемость есть, но «Аманат» не может использовать термин «партия Токаева», а отсылки к прежнему названию «Нур Отан» могут дать обратный эффект.

Более или менее устойчивый электорат есть у «Ак Жола». Хорошо известен ее лидер Перуашев и ряд других депутатов. Очевидно, что новички изберут целью своих атак именно эту партию, чтобы отжать электорат. При этом Перуашев — сильный полемист и к спорам готов.

Базовый электорат НПК был привязан к ее фракции. Скандалы, связанные с деятельностью Ертысбаева, практически перечеркнули все наработки. С одной стороны, в списках остались Конуров и Смирнова, но с другой — в комплекте идет Ертысбаев и странная солянка, пришедшая вместе с ним.

У традиционного аутсайдера «Ауыла» кроме мантры о 40% населения, живущего в сельской местности (и за них никогда не голосующего) и абсолютно нехаризматичного лидера есть козырь в виде двух экс-кандидатов в президенты — Дайрабаева и Абден, который может в кои-то веки дать им парламентские перспективы, но на грани. Про ОСДП говорить сложно: единственный более или менее узнаваемый человек в партии — это ее зампред Алибаев.

Списки новичков — «Республики» и «Байтака» очень эклектичны. Устойчивый актив, четкая идеология и узнаваемость как явление отсутствуют и набирать их будут в течение месяца агитации. Тут перспективы могут быть весьма широкие, но складывается впечатление, что свою популярность и шансы они измеряют через социальные сети, а это достаточно кривое зеркало. Оценивать их реальные шансы сложновато, хотя эффект новизны и явная политическая поддержка сверху делает их ненулевыми. Надо понимать, что местные органы власти вряд ли смогут помогать более чем одной партии и будут больше заняты выборами в маслихаты. Этот фактор нельзя недооценивать.

Вообще, с таким количеством бюллетеней и конкуренцией выборы в Мажилис и маслихаты в будущем лучше разделять по времени.

***

© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.