Алматы. 16 февраля. КазТАГ – Асет Матаев. Полностью газифицировать Алматы мешает ряд барьеров, считает известный казахстанский экономист, эксперт в сфере энергетики Асет Наурызбаев.
«Акимат считает, что он газифицировал город, потому что везде трубы проложены. На самом деле для жителя есть три барьера. Во-первых, можно заплатить за подключение, это иногда довольно большая сумма в Т1 млн. В некоторых районах и эта проблема связана с тем, что вот эти последние мили так называемые. Да, эти мелкие сети они частные и в свое время руководство QazaqGaz раздавало эти участки своим менеджерам, которые собственно и продавали. А у них модель очень простая, построить, допустим, за $1 млн и продать подключение за $2 млн», — сказал Наурызбаев.
То есть, по его словам, в течение трех-шести месяцев затраты отбивали со 100% накруткой.
«Вот эту вот привычку надо прекратить, потому что в принципе любая сетевая компания собирает за счет тарифа и возвращает инвестиции, поэтому подключение должно стоить 0 тенге и этим должна заниматься антикоррупционная служба. Мы там как общественность передавали в комитет по регулированию естественных монополий и наши требования, что это должно прекратится и подключение стоит 0 тенге. Только технические работы по проводке газа к дому (должны оплачиваться – КазТАГ) и до сих пор не решена проблема, но мы продолжим требовать этого», — подчеркнул собеседник агентства.
Он уверен, что общественники смогут добиться выполнения указанных требований.
«Второй барьер – когда вы переходите из печи на газ, вам нужно купить котел газовый надо это отопление поставить, и здесь тоже так. У нас вот и традиции наши мешают на самом деле энергосбережению, потому что наши традиции – это котел водяной и водяное отопление, это старая советская система, к которой все привыкли», — отметил эксперт.
Он привел пример США.
«В Америке я встретил совершенно другую систему – дома отапливаются воздушной печкой, то есть газ согревает воздух быстрее, чем воду, и воздух горячий доставляется до комнат быстрее. Поэтому, вы, когда уходите на работу, вы выключаете нагреватель и приходите домой, дома холодно, вы включаете и через 10 минут у вас уже тепло. Если вы будете выключать воздушное водяное отопление, то нагреваться будет часа два дом. Именно поэтому он не приспособлен к энергосбережению, никто не будет выключать, а все будут уходить на работу, дом будет вхолостую греться, когда вас там нет ни одного человека. Вот эта американская практика и ее нужно применять. Мы сейчас к этому не пришли, но, тем не менее, это второй барьер – надо купить систему отопления, внутри дома провести», — пояснил Наурызбаев.
Также он назвал третий барьер.
«Понятно, что число семей гораздо меньше требуется, чем миллион платить за подключение котлов, там много семей могут себе позволить купить, но нужна помощь для некоторых семей, которые не смогли купить котел. И третье – совсем маленькая доля семей которые не могут оплачивать ежемесячные счета, потому что газовое отопление в среднем дороже угольного. Этой зимой что-то уголь там подорожал сильно, но в среднем он всегда был дешевле. То есть, машина угля, полторы машины угля на зиму стоили дешевле, чем четыре месяца отопления газа и поэтому какой-то части семей нужно помогать оплачивать ежемесячные счета в течение зимнего периода, пока газа много тратится. Социально незащищенные слои населения нужно субсидировать. И, к сожалению, баз данных у нас пока нет нормальной, потому что есть определенная часть людей, которые защищаются государством, но и надо расширяться, потому что все-таки механизм выявления семей, требующих помощи он не совершенен. Вот эти три барьера, которые надо помогать преодолевать жителям и тогда у нас будет 100% не только проведение трубопроводов по улицам, но и 100% подключение жителей действительно газу», — уверен экономист.
Сейчас же, несмотря на то, что вдоль улицы проложен газопровод, половина домов все равно отапливается углем.
«Другая причина совершенно за пределами влияния акимата есть, это область. У нас в ближайшем пригороде 20 тыс. домов не обеспеченных газом и кроме этого есть несчетное количество дач, которых превратились в жилые поселки, их никто не учитывает в городской схеме, ни областной акимат не считает, что это жилые дома. Это считается дачей, они не требуют, хотя там живут люди и топят уголь в Наурузбайском районе и Жетысуском, там в принципе эти вопросы надо решать, их надо включать, надо открыто говорить. Да, есть такая проблема, их надо газифицировать и к ним надо проводить трубы», — считает собеседник агентства.
Эту задачу, по его мнению, должен выполнить либо «КазТрансГаз», либо нужно объявлять тендеры на газификацию этих участков.
«Разрезать 20 тыс. домов на, допустим, 10 участков, и выдать эти участки на тендеры, а не отдавать по-свойски кому-то. Этот бизнес отдать на тендере и условия такие – объяви уровень тарифа на передачу газа, который тебя устраивает, тогда мы получим гарантированное подключение за 0 тенге. Это гарантированный уровень тарифа на много лет вперед, и понятна для человека стоимость газа у него в квартире, в доме. Это вот прямое быстрое решение, если мы дадим частникам, то частники все газифицирует за год, за два», — уверен Наурызбаев.
Полная версия интервью Наурызбаева доступна на сервисе YouTube по ссылке и в окне веб-проигрывателя ниже, а также на странице Асета Матаева в Facebook и его Telegram-канале.