На вопрос «когда закончится война с Украиной» московские политологи теперь отвечают – «не знаю». Или – «думаю, это надолго». Слишком много было сделано прогнозов, которые не сбылись. Слишком непримиримо настроен киевский наполеончик. Ну, и Запад продолжает военную помощь Украине. Поэтому без поражения одной из сторон мирный договор вряд ли возможен. Сначала кто-то должен победить. Или обескровить противника.
Те люди, которые выходят на площадь с плакатами «Мы за мир», на самом деле выступают за поражение России. Поскольку украинское руководство и стоящие за ним США категорически не готовы обсуждать, например, «корейский» вариант остановки войны, заморозку конфликта, фиксацию сегодняшнего положения. Они готовы обсуждать только варианты с возвращением Украине «новых российских территорий», включая Донбасс и Крым. Разумеется, к этому категорически не готова российская сторона.
Значит, других путей к миру кроме продолжения грандиозного межславянского мордобоя не существует? Или всё-таки можно, при наличии выдающейся гибкости, при готовности к компромиссам, создать некую платформу для выработки единого со всеми противниками войны понимания – что вообще происходит. Затем, встав на эту платформу, обсуждать дальнейшие перспективы.
Изобрести такую конструкцию попытался известный российский публицист, главный редактор журнала «Русский репортёр» Виталий Лейбин. Он задался вопросом: возможна ли сегодня «антивоенная, но при этом не антироссийская» позиция? Как она могла бы выглядеть?
Задавшись таким вопросом, Виталий Лейбин сформулировал и опубликовал «20 тезисов про войну и мир». С миролюбивых, как ещё раз подчёркивает автор, но патриотических позиций.
Лейбин вполне добросовестно перечислил ошибки, просчёты и глубокие провалы российской политики, из-за которых не удалось избежать войны (или закончить её быстрой победой). Однако перечислил и украинские просчёты-провалы. Несколько раз употребил слово «преступление» применительно и к той, и к другой стороне.
В этом радикальное отличие подхода Лейбина от позиции других борцов за мир. Он никого не объявляет правым, а Путина не объявляет бессмысленным жестоким агрессором. Виталий родился и вырос в Донецке, хорошо знает материальную часть, знает корни и динамику конфликта. Западу тоже достаётся от Лейбина на орехи.
В общем, взвешенно, толково, в меру эмоционально автор мартовских тезисов рассказывает о том, как по вине всех заинтересованных сторон ситуация сползала к сегодняшнему ужасу. Предлагает осознать вот эту общность ошибок и общность вины.
Что характерно, Лейбин адресуется только к российской стороне. Вернее, в первую очередь к тем «борцам за мир», у которых есть или был российский паспорт. Надеется как-то смягчить их позицию, сделать более примиримой. А потом, может быть, вместе до кого-то достучаться.
К украинской стороне автор тезисов не адресуется. Там «партия мира» сейчас расположена глубоко под шконкой. И носа оттуда не высовывает. Любые призывы остановиться, оглянуться были бы восприняты в Киеве как прямое предательство. Там по-прежнему в тренде выкаченные зенки и тысячеголосый антироссийский рёв. На войне как на войне, и в тылу воюющей страны тоже всё как положено.
В Москве почему-то не так. Недавно в знаменитом РУДНе, Российском университете дружбы народов имела место показательная история. Проводили ежегодную тематическую выставку студенческих землячеств, и среди прочих флагов вывесили украинский. Это вызвало вопросы в профильном министерстве и в Госдуме. Стали разбираться. Оказалось, что украинское землячество всё согласовало с проректором университета по фамилии Базавлук. Когда у проректора попросили объяснений, он их предоставил. Сказал, что понимает, почему возникли вопросы, но «миссия университета состоит в том, чтобы объединять людей разных национальностей».
А студенческий совет РУДН после этого распространил заявление, в котором говорится, что разбирательства по поводу флага «не порождают никаких эмоций кроме ужаса и непонимания».
Вот такая милота. Я предлагаю представить аналогичную ситуация не с украинским, а с российским флагом, и не в РУДНе, а в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. Проректора за такие дела там бы в лучшем случае уволили. Но сначала по известной украинской традиции примотали бы скотчем к позорному столбу. А мятежных членов студенческого совета отправили бы на передовую воевать с «Вагнером».
В Москве же в это время интеллигентные убедительные люди предлагают относиться к российско-украинскому конфликту неоднозначно. Признать, что они там, конечно, натворили глупостей с этим майданом. Но давайте и мы признаем свои ошибки и глупости. И даже преступления.
В воющей стране публицистам полагается поднимать боевой дух населения, говорить о скорой победе. Тех, кто ноет, кто говорит «мы тоже наломали дров» объявляют пораженцами и предателями. Но Россия то ли воюет, то ли нет. К Путину много претензий со стороны тех, кого называют «турбо-патриотами». Почему до сих пор страна пребывает в расслабленном состоянии? Вон уже в Брянскую область украинские террористы зашли. Кстати, под видом бойцов некоего Русского добровольческого корпуса. Намеренного освобождать Россию от путинского режима. Кремлёвская пропаганда, можно сказать, отмахнулась: мол, это украинский пиар, отвлекают внимание от поражений в Бахмуте. Но на российского обывателя, думаю, эта история произвела впечатление. Когда же Путин отдаст команду воевать по-настоящему?
А на другом полюсе, где не турбо, а лайт-патриоты, раздаются вот такие предложения признать часть своей вины. Как и другие «призывы к миру», это объективно работает на поражение российской армии. Объективно это – «Кац предлагает сдаться». Я думаю, в окопах Лейбина не читают, но он популярный автор в кругах московской интеллигенции. И не обязательно той, которая за Украину. Она вроде бы за Россию, но в течение последнего года постепенно впадает в задумчивость. И тут человек пишет, что он патриот, но надо не мобилизоваться (это трудно, некомфортно и опасно в личном плане), а наоборот – продолжать раздумья и сомненья. В это время украинцам поступают «Пантеры», новые дальнобойные пушки и ракетные установки.
Некоторые тезисы Лейбина откровенно и недвусмысленно лживы. Например, он пишет «военная эскалация никогда не решает те проблемы, которые призвана решать». Но Сталинградская битва это как раз была эскалация. И Курская дуга. И штурм Берлина.
Про этом я не думаю, что Виталий Лейбин работает на украинские или западные спецслужбы. Нет. Он на самом деле добрый, миролюбивый и хотел как лучше. Но не получилось, и, наверное, не могло получиться. Как написал по поводу его тезисов один грубый комментатор, из букв ж,о,п,а невозможно сложить слово «вечность».
***
© ZONAkz, 2023г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.