Астана. 7 сентября. КазТАГ – Все действия властей Казахстана происходят с оглядкой на январские события 2022 года, считает финансовый аналитик Арман Бейсембаев.
«Это (январские события в результате недовольства ценами – КазТАГ) как раз был тот результат, который мы получили. Это было очевидно еще в 2021 году, где-то в октябре-ноябре, что что-то назревает, эта наэлектризованность общества уже тогда чувствовалась, что к чему-то все идет. И к январю последний триггер, который случился – это цены на газ. Цены на газ стали не причиной, они стали той самой спичкой, которая просто рванула к тому моменту», — сказал Бейсембаев в интервью журналисту Асету Матаеву.
При этом, он не совсем согласен с версией о том, что январские события были организованы некими кукловодами.
«Я думаю немного по-другому. Я знаю это версию, это возможно, что что-то подготавливалось, но, во-первых, сильно позже, чем это случилось. Даже сам размах, который получился в итоге, оказался неожиданным даже для тех, кто пытался это организовать, но должны были организовать чуть позже. Грубо говоря, сначала пошли эти движения, подорвался Жанаозен, потом поднялся Запад и далее по всей остальной стране, поднялась Алматы, а самый главный момент – возглавить это движение – им уже не удалось, они подключались. Это не было организовано с самого начала, те самые кукловоды и те самые пресловутые 20 тыс. террористов, о которых мы любим говорить, они подключились чуть позднее и упустили этот главный момент, когда это только-только начиналось», — сказал эксперт.
Матаев поинтересовался у него: «Мы говорили, что за последние три года был большой рост цен на продукты питания, правительство пытается сдержать этот рост. Если государство контролирует цены на дизтопливо и 92-й бензин, почему оно не может контролировать цены на молоко и тем самым снизить накал возможного социального недовольства?»
«Не хватает политической воли. У нас просто боятся это делать. Опять же, мы теперь очень долго будем укушены январем. Январские события будут как призрак перед нами и все действия, которые сейчас будут производиться, они будут с оглядкой на январь, как бы чего не вышло. Последнее выступление Токаева, его послание, очень аккуратное, чтобы не дай бог ничего не сломать. Как-то так давайте аккуратненько, между капелек мы с вами проскочим, попытаемся аккуратненькую, красивую модернизированную экономику мы, может быть, построим, но при этом, не дай бог допустить провала или какого-то кризиса», — сказал собеседник.
Причиной такого подхода, по его мнению, и стали январские события.
«Они не понимают, что они своими действиями приводят к тому, что рано или поздно январь повторится, вот в чем проблема, они этого не понимают, они думают, что делают все правильно. Они думают, что мы сейчас контролируем цены, мы сказали ценам стоять, раз-два, стоп. И все, проблема решена. Они не понимают, что потом произойдет скачок цен в итоге, который приведет обратно к январю. Потому что у людей терпение взорвется просто. Они этого не понимают, потому что это советская номенклатура, которая привыкла действовать топорным способом. Им невозможно объяснить, что должны работать рыночные механизмы», — считает аналитик.
В качестве примера он привел ситуацию с ценами на арбузы.
«Цены, которые выросли, пусть, да, в 10 раз, в рыночной экономике способны вернуться на исходный уровень. Посмотрите на цены на арбузы, классический пример рыночного механизма. Сколько кг арбуза стоил в мае? Т1,5 тыс. за 1 кг. А сейчас? Т89. И так происходит каждый год. Почему? Потому что в мае арбузов мало и спроса достаточно много, а в августе начинается массовый завоз нового урожая, и мы видим, как цены обрушиваются вниз. Тебе арбуз практически бесплатно готовы отдать, лишь бы забрал. Вот он рыночный механизм – баланс спроса и предложения все решает. И самое главное государству не топором действовать, как у нас приходят и просто вот так направо, налево, посадками угрожают, говорят, ах вы гребанные спекулянты, вот это все. Абсолютно советская риторика. И это звучит в речи нашего президента, что самое страшное, который артикулирует советской риторикой, что это какие-то спекулянты. Какие спекулянты? Спекулянты – это органическая часть любого рынка», — подчеркнул Бейсембаев.
Матаев привел пример спекуляций и посредничества с криминальным оттенком, когда бизнесмены не могли выставить свою продукцию на крупных базарах, как, например, в «Алтын Орде».
«Правильно, политическая воля и правоохранительные органы, в чем проблема? Мы все время, все эти проблемы, мы в это упираемся. Проблемы не в экономике, проблему надо решать на политическом уровне, должна быть политическая воля», — сказал эксперт.
«Проблема в порядке, в его отсутствии?» — уточнил Матаев.
«Конечно. А государство уже потом встает как верховный арбитр, следит за тем, чтобы законы были стабильными, предсказуемыми, прозрачными и адекватными, что самое главное. Само государство в рыночные механизмы не лезет, но следит, чтобы рыночные механизмы работали достаточно свободно и при этом, чтобы самим в это не лезть, а остальное – конкуренция разберется. Невидимая рука рынка рано или поздно разберется», — пояснил Бейсембаев.