Нуртай Мустафаев: “Прописка приведет к усилению коррупции среди чиновников и сотрудников правоохранительных органов”

Мухит Асанбаев: “Как можно заставлять людей жить там, где условий для нормальной жизни нет?”

“Тот, кто не видит последовательности событий – слеп”.

Чанакья Пандит

“Право на свободу передвижения – одно из ключевых прав человека!” – подчеркнул Нуртай Мустафаев, аналитик КИСЭИП (Казахстанский институт социально-экономической информации и прогнозирования). К сожалению, данное фундаментальное право не только не обеспечено, но еще и нарушается органами государственного управления на местах. Характерный пример – “Новые правила регистрации граждан в городе Алматы”, принятые маслихатом 12 апреля 2010 года.

“Самое дорогое в принципе, что есть у страны – это человеческий капитал, – напомнил Ерлан Смайлов, модератор КИПРа (Клуб Института политических решений), открывая очередное заседание. Оно называлось “Внутренняя миграция: от броуновского движения к эффективной системе”. Уже практически всем очевидно, что “назревают очаги напряженности”. Точнее назрели.

Мухит Асанбаев, вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры, выступил с презентацией “Внутренняя миграция в Казахстане: закономерности и перспективы”. По данным Агентства по статистике Республики Казахстан, ежегодно в состоянии активной подвижности находятся около 300 тысяч казахстанцев. Доля лиц, участвующих в межобластной и внутриобластной миграции, за период с 1991 по 2007 годы составила 68,8% от общего объема миграции населения, другими словами, 4,7 миллиона казахстанцев стали мигрантами/переселенцами в пределах страны.

“Внутренние мигранты – это в основном этнические казахи”, – отметил г-н Асанбаев. Из сельской местности в города их гонят “отсутствие социальной инфраструктуры, необходимых дотаций аграрному сектору, излишнее количество посредников”. “Программа “С дипломом в село” практически провалилась”, – подчеркнул докладчик. – Как можно заставлять людей жить там, где условий для нормальной жизни нет?”.

Началом первой массовой волны миграции из сельской местности в города стал 1991 год. Вторая волна поднялась в 2003 году, после принятия нового “Земельного кодекса” и введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. “Малые и средние крестьянские хозяйства убыточные, элеваторы и ГСМ в руках монополистов”, – обрисовал положение Мухит Асанбаев. Земля все больше концентрируется в руках латифундистов.

Астана и Алматы – основные центры притяжения для внутренних мигрантов. Идею с введением института регистрации для мигрантов в Алматы г-н Асанбаев характеризует как попытку “борьбы с последствиями, а не причинами”. По его мнению, власть старается не признавать проблему внутренних мигрантов, поскольку это станет признанием провала аграрной политики, жилищной политики, коммунального развития, программы индустриализации. “Ахметжан Есимов позиционировал себя как толерантный аким, по сравнению с Имангали Тасмагамбетовым. И тут прописка! У нас еще один “Шанырак” будет”, – прогнозирует он.

Мухит Асанбаев опасается, что Казахстан начал двигаться по маршруту Северной Кореи. Там для выезда в гости из одного района в другой надо получить разрешение как у своих местных властей, так и тех, куда человек хочет наведаться.

“У нас масштабы внутренней миграции беспрецедентные”, – подчеркнул Нуртай Мустафаев в ходе своей презентации “Внутренние мигранты – билет в один конец”. Свобода перемещения и просто желание жить в мегаполисе – “это фундаментальное право, которое не обеспечено”.

“Работа важна, но это далеко не главный момент, – акцентировал докладчик. В большой город едут не только потому, что у людей нет рабочих мест в сельской местности. – В селе нет работы режиссера или финансового брокера. Люди должны иметь право самореализоваться”. Тот факт, что сельская жизнь разрушена, добавляет в ряды новых горожан еще и тех, кого гонит на новое место жительства безысходность.

“Внутренний мигрант – это тот, кто живет в городе не с рождения”, – дал определение г-н Мустафаев. В 2009 году таких было не менее 2/3 в Алматы и более 2/3 в Астане.

“Миграция – это не фактор конфликтного потенциала. Миграция – фактор развития”, – подчеркнул Нуртай Мустафаев. Тот факт, что в Казахстане на этой почве конфликтов больше, чем следовало бы, эксперт относит на счет государства, сельских мигрантов и горожан. Государство должно активно и грамотно работать по интеграции сельских мигрантов в городскую жизнь, “сами городские жители не должны пренебрежительно относиться к мигрантам, а мигранты должны принимать определенные городские правила”.

Г-н Мустафаев обратил внимание на неправильность ситуации, когда фактически единая агломерация Алматы административно разделена между акиматами города Алматы и Алматинской области, имеющими равный статус. В итоге, “на границе между Алматы и областью вообще никакой власти нет”. Аналогичная проблема есть между Астаной и Акмолинской областью, только менее остро выраженная. У аналитика КИСЭИП вообще множество вопросов к органам государственного управления. Чего, например, стоят все утвержденные планы развития Алматы, если в них число жителей мегаполиса определено как 1,56 млн, а реально в южной столице проживает 2,5 млн жителей.

Ирина Черных, руководитель экспертно-прикладного отдела Института политических решений, выступила с презентацией “Внутренняя миграция глазами казахстанцев”. Из нее следует, что внутренние мигранты 90-ых годов в городах заняли ниши тех людей, которые эмигрировали из Казахстана. В 2000-ые г.г. ситуация изменилась, так как люди едут на уже занятые места. У новых внутренних мигрантов более высокий протестный потенциал и они настроены на жесткие методы его выражения. При этом, сами жители Алматы (большинство) “против” прописки (регистрации).

“Рассматриваю миграцию в сугубо позитивном ключе. Это фактор повышения урбанизации Казахстана, – отметил писатель Канат Кабдрахманов. – Нужно урбанизировать наш традиционный менталитет. А космополитизированное население городов должно получить прививку традиционализма. Каждый человек имеет фундаментальное право поехать в город”.

“Когда развитие Алматы и Астаны скажется на развитии сельской местности? Их же представляют в качестве локомотивов”, – поставила проблему Сапура Жусупова из РОО “Шанырак”. Пока все идет к тому, что более 80% населения страны будут сосредоточены на 1% ее территории.

Ерлан Смайлов обезлюдивание сельской местности считает угрозой. В том числе для национальной безопасности. С китайской стороны казахстанско-китайской границы население растет, а с казахстанской – уменьшается.

Политолог Бурихан Нурмухамедов категорически против института регистрации. Вместо того чтобы создавать проблемы своим гражданам, властям стоит озаботиться программой развития городов. “Чуть что – запретительные меры”, – такой подход он считает в корне неверным.

Кульсун Искакова, департамент комитета по миграции г.Алматы, разделяет положение о том, что “каждый имеет право выбрать то место, которое пожелает”. “Не предполагается каким-то образом запретить сельскому населению выехать в город”. Ей сразу задали вопрос, понимали ли в акимате, что после новых правил регистрации в Алматы начнется коррупционное давление полиции на граждан. Случаи уже известны. Г-жа Искакова ответила, что вопрос задан не по адресу. Ну а Мухит Асанбаев и Нуртай Мустафаев не сомневались, что поведение полиции после 12 апреля будет именно так.

“Они же не урбанизированные, а псевдоурбанизированные”, – заметил модератор “КИПРа” насчет жителей мегаполиса, проживающих в периферийных неблагоустроенных окраинах. Тему продолжил журналист Ярослав Разумов. Называть современное положение с внутренними мигрантами “болезнью роста”, которая будет преодолена в ходе развития, он считает ошибкой. “Одно дело, когда переселяешься в город, другое – когда в бидонвили без социальной инфраструктуры”, – подчеркнул он.

Как вариант исправления ситуации, г-н Разумов предложил максимальное привлечение населения к финансируемым государством инфраструктурным проектам и новое прочтение системы профессионально-технических училищ. Еще здесь был бы полезен зарубежный опыт. Только за советами нужно обращаться не к “интеллектуальным кондотьерам”, которые в изобилии посещают Казахстан и советуют всякую ерунду, а к реальным специалистам по проблеме.

В числе рекомендаций для государственных органов были такие. Правительству необходимо отменить режим регистрации для граждан Республики Казахстан. Временная регистрация в городах – чисто уведомительная, лучше через Интернет, чтобы исключить возможность взяток. Статус внутреннего мигранта должен давать право получать государственное медицинское обслуживание, а для детей – учебу в школе. Необходимо создание Алматинской агломерации.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена