Широко закрытыми глазами

Государство видит проблемы МСБ внутри Таможенного союза, но почему-то не собирается их решать

Если сравнить процесс интеграции в рамках Таможенного союза с полетом, то этот путь сплошь усыпан воздушными ямами. И больнее всего постоянную турбулентность испытывают представители малого и среднего бизнеса. Да, в этом объединении есть положительные моменты, но вместе с тем, как отмечают казахстанские эксперты, в условиях функционирования ТС бизнес испытывает проблемы. И решать их надо немедленно

Какова реальная выгода казахстанского бизнеса от Таможенного союза? Гульнур Рахматулина, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций, говорит, что это, прежде всего, устранение барьеров во взаимной торговле между тремя странами – участницами ТС. “С 1 июля 2010 года отменены процедуры таможенного оформления на внутренних границах Таможенного союза. Кроме того, между налоговыми органами государств ТС в настоящее время отработан и согласован формат электронного взаимодействия, осуществляется регулярный информационный обмен сведениями из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов налогоплательщиками. Участникам внешнеторговых операций предоставлена возможность отсрочки до 50 дней уплаты НДС и акцизов. Все это, безусловно, является стимулирующим фактором для расширения торгово-экономических связей между нашими странами, что положительно отражается на увеличении взаимного товарооборота между государствами-участниками Таможенного союза”, — отмечает экономист.

Так, по данным Гульнур Рахматулиной, объем торговли Казахстана со странами ТС в 2010 году вырос на 28,1% и составил почти 20% от общего товарооборота республики. Общая сумма поступлений налога на добавленную стоимость (НДС) на импорт с Российской Федерации с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года составила 91,2 млн. тенге, что в 1,2 раза больше по сравнению с соответствующим периодом 2009 года. НДС на импорт с Республики Беларусь за период с 1 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года составил 3,7 млн. тенге, что в 1,3 раза больше, чем за соответствующий период 2009 года.

С 1 июля 2011 года, таможенный контроль на внутренних границах ТС будет перенесен на внешний контур государств-участников, что также будет способствовать дальнейшему развитию взаимной торговли между нашими странами.

Безусловно, переход к новому – это всегда нелегкий процесс. Сохраняются различные нестыковки в действующем законодательстве, возникают сложности при реализации уже давно заключенных бизнес-договоров. В частности, в одном из своих интервью вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана Тимур Назханов отметил: “Даже для оптимистов Таможенный союз принес разочарование. На наш вопрос “Лучше или хуже стало работать?” — ни один предприниматель еще не ответил, что стало выгоднее или легче, наоборот, респонденты сходятся во мнении, что ситуация изменилась только в худшую сторону. Ожидания бизнесменов не оправдались. Зачастую, уже налаженные и отработанные предпринимателями схемы поставок перестают работать в связи с недоработками госорганов по введению новых правил. … даже положительные начинания оборачиваются в конечном итоге проблемами для бизнесменов”.

В чем же основные причины сложившейся ситуации? Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций выделяет два ключевых фактора.

Во-первых, как отмечают многие предприниматели, нет пока активной связи между государством и бизнесом. Формирование договорно-правовой базы Таможенного союза осуществлялось в очень сжатые сроки в отличие от Европейского союза, в котором таможенный союз, как известно, создавался на протяжении 9 лет (с 1959-го по 1968-ой годы). В связи с этим казахстанский бизнес не успевал отреагировать и дать свои предложения по готовящимся документам. Создание нормативно-правовой базы ТС осуществлялось как бы “сверху”. Как отмечает представитель Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана, до начала функционирования Таможенного союза никакой работы с предпринимателями со стороны соответствующих министерств и ведомств не велось. Некоторые ассоциации, которые состояли в рабочих группах и имели возможность в разработке мер по защите производителей, либо не сумели сформулировать свои позиции, либо не смогли добиться адекватной защиты интересов и обеспечения выгодных условий существования своей отрасли.

Во-вторых, в условиях Таможенного союза значительно усилился рост цен. Так, в среднем цены на товары, закупаемые в России, выросли минимум на 10-20%. Возрос уровень внешнего таможенного тарифа. Если до вступления Казахстана в Таможенный союз средний уровень импортных пошлин составлял 6,2%, то с формированием Единого таможенного тарифа (ЕТТ) средний уровень ввозных пошлин на товары из третьих стран стал равен 10,6%.

Все это, безусловно, отразилось на росте инфляции в Казахстане. Так, за I квартал 2011 года инфляция в республике составила 3,7% ( в январе-марте 2010 года – 2,9%). Ускорение темпов инфляции за 3 месяца текущего года было обусловлено удорожанием продовольственных товаров, которые за этот период выросли в цене на 6,0% (в январе – марте 2010 года – на 3,7%). Непродовольственные товары стали дороже на 0,9% (в январе – марте 2010 года — на 1,1%) и платные услуги – на 3,6% (в I квартале на 3,7%). Одним из факторов роста цен, по мнению многих экспертов, стало вступление Казахстана в Таможенный союз. Если раньше цены держались за счет дешевой продукции из Китая, то вступление в ТС увеличило импортные пошлины. Это стало одной из причин для развития инфляционных процессов в республике”, — констатирует Гульнур Рахматулина.

В частности, по ее словам, пошлины, взимаемые при импорте из Китая, повысились в среднем на 20%. И это очень невыгодно для казахстанских товаропроизводителей, многие из которых получают из КНР комплектующие изделия, сырье. Рост цен на китайский импорт закономерно отражается на стоимости товара, скорости и объемах оборотных средств и финансовом благополучии компании.

Кроме того, в условиях Таможенного союза с ускорением товародвижения и увеличением предложения российских и белорусских товаров (с более высоким уровнем цен, чем цены на казахстанские товары) наблюдается рост цен на продукцию отечественных производителей. “Мы не можем держать цены ниже, чем в России и Беларуси, поэтому я думаю, что цены уже не снизятся, их рост можно только остановить”, — отметила как-то председатель Союза женщин-предпринимателей Казахстана М. Казбекова.

Одним из факторов роста потребительских цен, по мнению Гульнур Рахматулиной, стало увеличение затрат на администрирование экспортно-импортных операций с государствами Таможенного союза и третьими странами. А увеличение издержек при оформлении товаров, естественно, в итоге ведет к росту цен на эти товары. “С начала 2011 года были введены требования по оформлению дополнительных документов, которые необходимо предоставлять при операциях внешнеэкономический деятельности. Так, при ввозе товаров из третьих стран с 1 января 2011 года необходимо производить экспертизу и регистрацию товаров, что является платной услугой и приводит к увеличению затрат предпринимателя. Кроме того, при перемещении товаров из одной страны ТС в другую вместо двух официальных документов, как это было раньше, сейчас суммарно нужно предоставлять в госорганы по шесть документов: два заявления и статистическая форма (аналог таможенной декларации) в налоговые органы страны ввоза и страны вывоза”, — говорит казахстанский экономист.

Естественно, что все это лишь усложняет документооборот между государствами ТС. Как считает Гульнур Рахматулина, представляется целесообразным решить проблему по значительному его упрощению (например, с использованием штрих-кода продукции в электронных формах налоговых деклараций): “Сдерживающим фактором для ускорения товародвижения между нашими странами является введенная излишняя детализация информации на импортируемые товары”.

Если раньше при ввозе, например, карандашей мы вносили их в одну товарную группу с одним кодом, теперь надо детализировать их в несколько групп, расписывая по длине, цвету. В связи с этим необходимо заполнять дополнительные поля. Это приводит к серьезному удорожанию импорта, особенно в отношении медикаментов, комплектующих изделий. Ведь каждую товарную группу необходимо фиксировать на добавочном листе к таможенной декларации, а на одном листе вмещаются только три товарные группы. Цена 1 добавочного листа – 20 евро.

По словам экономиста, об увеличении затрат на администрирование экспортно-импортных операций в рамках ТС и с третьими странами также свидетельствует тот факт, что, если раньше таможенный брокер за один рабочий день был в состоянии подать 5-8 деклараций, то теперь это становится физически невозможно. Набор декларации, который занимал 15 минут, сейчас занимает не менее часа.

Другой проблемой в рамках Таможенного союза является использование сертификатов происхождения товаров. Следует подчеркнуть, что между Республикой Казахстан и Российской Федерацией достигнуты договоренности по взаимному признанию таможенными органами Сторон сертификатов происхождения товара и подписано соответствующее соглашение. “Вместе с тем, когда товар “движется” из Казахстана в Россию, перевозчику необходимо заменять казахстанский сертификат на российский. И наоборот. Когда товар прибывает из России, российскому перевозчику выписывается казахстанский сертификат. При этом оплата за сертификаты осуществляется дважды: сначала в одном государстве, затем – в другом”, — замечает Гульнур Рахматулина.

В условиях формирования Таможенного союза данная проблема требует решения. По мнению экономиста, необходимо создать унифицированную форму сертификата, которая будет признаваться на всей территории Таможенного союза и позволит грузоперевозчикам свободно пересекать границы. При этом следует подчеркнуть, что в настоящее время в рамках ТС утвержден единый перечень продукции, для которой действует единый сертификат происхождения. “Но в данный перечень вошли пока 205 товаров из номенклатуры внешнеэкономической деятельности государств ТС. Поэтому нашим странам следует продолжить работу в этом направлении с тем, чтобы охватить полную номенклатуру товаров. Решение этой задачи будет способствовать формированию единых принципов взаимной торговли и расширению торгово-экономических связей в рамках Таможенного союза”, — говорит она.

Кроме этого, серьезной проблемой является то, что казахстанский товаропроизводитель, осуществляя экспортные операции, вынужден оформлять сертификат происхождения на каждую партию товара, что приводит к временным и финансовым затратам. Поэтому актуальное значение имеют решение этого вопроса и формирование более гибкого механизма развития взаимной торговли между странами ТС. “Следует подчеркнуть, что в настоящее время в Комиссии Таможенного союза рассматривается проект Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер на 2011-2015 годы в части технического регулирования. Разработка и принятие данного документа станут важным шагом в развитии интеграционного сотрудничества между нашими странами и увеличении объема взаимного товарооборота”, — резюмирует Гульнур Рахматулина.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена