Есть чем платить – нет за что платить

“Высшее образование в Казахстане: цена без качества и знаний”

“Так много надо знать, так мало дано жить, а жизнь без знания – не жизнь”.

Грасиан-и-Моралес

“Эклектичная система образования, эклектичное обсуждение”, – поделился своим впечатлением от дискуссии Леонид Гуревич, президент BISAM Central Asia. Тема заседания Клуба Института политических решений (КИПР) была обозначена как “Высшее образование в Казахстане: цена без качества и знаний”. С другой стороны, разнобой мнений, оценок и вариантов улучшения ситуации лишний раз подтвердил важность системы высшего образования как ключевого элемента создания и воспроизводства качественного человеческого капитала.

О проблемах в системе высшего образования говорили много, при этом в кучу смешались как беды системного порядка, так и частности. С другой стороны, конкретные неполадки в вузах обычно являются следствием общих сбоев и кризиса несоответствия.

Канат Нуров, президент Научно-образовательного фонда “Аспандау”, в своей презентации “Политика развития образования РК “Информационное общество – 2030” достаточно подробно остановился на вопросе “что делать?” “Увеличение финансирования само по себе проблему не решает”, – акцентировал докладчик. Тем не менее, зарплату преподавателям необходимо поднять в 2-3 раза.

Г-н Нуров, среди системных мер улучшения положения вещей на основе триязычия, интеграции и превышения требований Болонской декларации предлагает следующее. Пропаганда объективной системы ценностей (все ценности субординированы логически), внедрение свободного правосознания, внедрение методологии личностно ориентированного подхода вместо “компетентностного”, усиление фундаментальных теоретических знаний, чтобы развить способность людей обрабатывать потоки информации. “Если человек не будет иметь научного представления – это плохо”, – подчеркнул докладчик.

Для проведения всего этого в жизнь требуется Корпус профессиональных просветителей и по программе “Болашак”, в первую очередь, нужно отправлять преподавателей, а не студентов. “Не вокруг творцов нового шума, а вокруг творцов новых ценностей неслышно вращается мир”, – привел Канат Нуров слова Фридриха Ницше.

Экономист Марат Каирленов построил свою презентацию – “Высшее образование в РК: время прозрачности” – исходя из того, что высшая школа – это в первую очередь индустрия. И за 2005-2008 гг. объем доходов вузов вырос на 88%, что было достигнуто в первую очередь за счет повышения платы обучения.

Бесплатного высшего образования как такового в Казахстане нет. 77% платят сами (или родители), остальные обучаются на государственные гранты и кредиты. Вузы выполняют функцию занятости для молодежи, поскольку есть “положительная корреляция между сокращением числа студентов и ростом молодежной безработицы”. Попутно “некачественное образование – это проблема”. Действующая система рейтингов высших учебных заведений несовершенна и не отражает реального положения вещей. Г-н Каирленов предлагает усовершенствовать данную систему, где 50% рейтинга будет состоять из конкурентоспособности выпускников, 25% придется на проведение передовых научных исследований, 15% на достаточность ресурсов и еще пара показателей по убывающей.

“Качество образования: не все так просто” – название выступления Леонида Гуревича. Сам он попросил не рассматривать подготовленные выкладки в качестве презентации, назвав их “набором соображений”. “Никогда и ни в одной стране нет надежной методики измерения качества образования” – один из ключевых тезисов. “Крайне сложно выработать формализованные критерии оценки” – другой момент.

Сам г-н Гуревич, когда у него спрашивают совета при выборе вуза для поступления, рекомендует узнать три момента: уровень зарплаты профессорско-преподавательского состава, материально-техническую базу учебного заведения и отношение к людям. Критерии достаточно четкие и позволяющие делать общие выводы, но они не формализованные.

Ербол Избасаров, КазИТУ, привел данные по расходам на образование в Казахстане – $6 млрд в год и бюджет британского университета Оксфорд – $2 млрд. При таких параметрах казахстанскому высшему образованию трудно быть конкурентоспособным.

Марат Шибутов, Ассоциация приграничного сотрудничества, рассказал о своем опыте преподавания в КазГАСА, где “инженеры-сметчики не знают основные сметные программы. Закрывать такой факультет надо”.

Масса претензий была высказана в адрес Министерства образования и науки, которое занимаясь бесконечными проверками больше вредит, чем помогает образованию. Досталось ему и за бестолковые учебники, за то, что “МОН оценивает сам процесс, а не результат”.

“Перечень специальностей в Казахстане не имеет аналогов в мире”, – обратил внимание Евгений Малишевский, Национальная телекоммуникационная ассоциация. “Болонский процесс убил в Казахстане подготовку инженеров, – считает он. – Нам нельзя строить АЭС. Если там будут работать наши бакалавры – мы обречены”. На данный момент в Казахстане реализуется формула, предложенная для страны в 1995 году экспертами из Евросоюза. Один вуз для подготовки кадров в органы государственного управления, а в остальном “у вас такой потенциал страны, что вам высшее образование не нужно”.

“Образование – это отрасль экономики. Если вы бизнес – предоставляйте качественные услуги”, – акцентировал Ерлан Смайлов, модератор КИПРа.

Владимир Осколков, HR-Ассоциация Казахстана, считает, что “в отрасли должны быть конкуренция и консолидация”. На данный момент в высшем образовании рынка как такового нет. Его поддержали в том, что “не надо нам 149 вузов и 600 тысяч студентов, неэффективный бизнес должен отмирать”. А пока ситуация в республике чем-то похожа на арабские страны, где “большое количество как бы образованного безработного населения”.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена.