«Путин — явление не случайное»

Об отставке Ельцина


— Что (или, может быть, кто), повашему, побудило Б.Ельцина предпринять подобный шаг?


— За Ельциным всегда стояла группа людей, отстаивающая свои интересы. Эти люди имели большое влияние на него. Но на внешней арене они никогда не фигурировали, нигде не показывались. Насколько я знаю, их целью было формирование новой группы патриотически настроенных людей. Эти люди имели огромное влияние на Ельцина через ближайшее окружение, и эти же люди подготовили Путина.


Ельцин и его команда хорошо продумали план действий. Война в Чечне будет продолжаться несколько месяцев, что подтвердил и сам Борис Николаевич на торжествах в Иерусалиме в честь 2000-летия основания христианства. Россия давно могла бы победить, но здесь есть следующее обстоятельство. За три месяца, оставшихся до выборов президента, запах победы улетучился бы. А он крайне необходим, чтобы оправдать приход к власти Владимира Путина — точнее, людей, стоящих за ним. И потому федеральные войска будут продолжать военные действия. Когда же до выборов останется месяц-полтора, власть объявит о победоносном завершении боевых действий в Чечне.


Думаю, что сделать такой шаг, как добровольный уход, Бориса Николаевича побудило несколько причин: тревога за собственную семью, осознание того, что Россия в глазах мировой общественности по-прежнему остается “русским медведем”, а сами россияне фактически не признают больного главу государства, не способного адекватно реагировать на ситуацию. Однако вряд ли бы Ельцин ушел сам, если бы не было давления извне. Понятно, что Ельцина принудили уйти. Если бы он ушел в июне, президентская гонка могла бы иметь непредсказуемые последствия. Очевидно, гарантии, полученные им от Путина, послужили толчком к такому шагу, который оказался несколько неожиданным для широких масс населения. Уход Ельцина был обставлен с большой помпой, но его прощальные слова свидетельствуют о масштабности этой многогранной личности.


— Какие изменения в связи с отставкой Ельцина могут произойти в России?


— Понимаете, кадровых изменений будет немного. Я думаю, что на ключевые посты Путин, естественно, назначит людей, на которых может надеяться. Вы, наверное, обратили внимание на то, что заместителем руководителя администрации президента России – человека, который непосредственно решает кадровые вопросы, – он назначил генерал-лейтенанта. Такое назначение бывшего кадрового работника КГБ не может не пугать, но отступления от демократических позиций, которые, надо прямо признать, принес Ельцин, не будет.


Те кадровые подвижки, которые происходят сейчас в России, призваны, по сути, показать, что Путин очищается от тех, кто стал одиозными фигурами при Борисе Николаевиче и с кем массы связывают провалы в экономике, ухудшение жизненного уровня, отмену льгот. Отдельные посты, как мы видим, занимают те, кто будет заниматься подготовкой и проведением выборной кампании. Словом, готовить победу для него. На резкое изменение в кадрах ни с олигархами, ни с теми, кто сейчас в правительстве и Госдуме, Владимир Путин не пойдет. Но по сравнению с Ельциным он станет жестче относиться к тем, кто занимается реализацией его решений. В аппарат с ним, безусловно, придут сотрудники ФСК и ФСБ, которые будут жестко требовать выполнения всех установок председателя правительства.


Никаких крупных изменений в России не произойдет (во всяком случае, до президентских выборов).


— Какова вероятность того, что следующим президентом России будет избран нынешний премьер В.Путин?


— Определяющим при выборе кандидатуры Путина в качестве преемника Бориса Николаевича стали, наверное, не его интеллект (хотя он свободно владеет немецким, английским, долгое время работал в Германии), а работоспособность, некоторая жесткость и, кроме того, поддержка его спецслужбами и армией. Хотим мы того или нет, не только в России, но и во всех странах СНГ отчетливо ощущается тоска по “сильной руке”. Ведь война в Чечне – хорошо продуманный шаг, призванный привести к власти патриотов. И многие на данной войне зарабатывают политические очки. Хотя на самом деле в отношении Чечни Путин не предпринял ровным счетом никаких действий, особенно экономических, массы увидели в нем патриота, “сильную руку”, молодого дееспособного человека (по сравнению с Ельциным), который может решать и принимать оперативно меры.


Потому-то Владимир Путин, скорее всего, и станет вторым президентом независимой России. Вся система ФСК-ФСБ-МВД будет работать на Путина, обеспечивая контроль над всеми структурами власти и поставляя компромат на соперников. Вполне возможно, что компрометирующие материалы на Скуратова или Примакова открыто применяться не будут, зато можно ожидать шантажа этих лиц.


Сейчас в России создается основа для поединка между основными политическими группировками в выборной кампании. Но этот поединок неравен, по сути. Скажем, вряд ли кто из политических блоков, выставивших своих кандидатов на пост президента РФ, успеет за столь короткий срок собрать компромат на Путина. Неожиданность отставки Ельцина на самом деле имеет подоплеку. Вслед за Чечней Путин сможет выгодно преподнести себя россиянам и в следующем: он вступает в предвыборный марафон в начале года, когда после подведения итогов будут выплачены пенсии старикам, задолженности по зарплатам шахтерам, транспортникам, бюджетникам и т.д. В таких условиях Путин, естественно, становится недосягаемым для остальных участников президентской гонки. Кроме того, те же 500 тыс. подписей, необходимых для регистрации в качестве кандидата в президенты России, губернаторы областей принесут Путину на блюдце. А сколько затратят на это сил сторонники Амана Тулеева или Юрия Скуратова?


Далее. Путин сегодня руководит исполнительной властью, все у него в руках. А у остальных ничего нет, поэтому эти неравные условия предвыборной борьбы делают вероятным то, что Путин станет новым президентом России.


— Как может отставка Ельцина и возможный приход к власти Путина повлиять на отношение России к Казахстану? В чем конкретно?


— Нельзя забывать о том, что с Путиным – патриоты, вернее, национал-патриоты. Поэтому в первое время будет разыгрываться “русская карта” — положение русских в Казахстане. Великорусский шовинизм будет отражаться и на экономике Казахстана. Надо сказать, что в России правильно делают, когда поднимают национальную идею. В России до сего времени, как и у нас, нет национальной идеи, которая сплотила бы народ. У меня есть материалы, которые содержат концепцию национального возрождения России. Если эту идею власти начнут муссировать в СМИ, в частности электронных, то она рано или поздно овладеет умами и сердцами людей. Завтра эту идею используют как жупел для решения экономических проблем. И Путин будет выступать проводником этой идеи. Он станет ее защищать намного жестче, чем если бы это сделал Ельцин. И хотя Путин старается преподнести себя как демократ, он демократом никогда уже не станет. Хотя в какие-то демократические игры он будет играть. Ведь прямо от демократии в категорической форме он не отказался, сказав Америке или еще кому-то: “Это мое дело, моя Родина, и я буду воевать за ее целостность”. Он — смесь коммуниста с демократом, патриота с демократом. А поскольку смесь неоднородная, для него так важно защищать интересы русских, которые находятся за пределами России, хочет он того или нет. И каждый случай, когда обидят хоть одного русского, будет рассматриваться им как проблема, и я считаю, что это правильно. Посмотрите, как делается сегодня в Америке: где-нибудь какого-то американца прижмут, и вся страна его начинает защищать. Думаю, такой же принцип защиты русских Путин положит в основу своей деятельности.


Понимаете, дело в том, что русских, если так будем считать, в Узбекистане, например, осталось совсем мало, около 5-6 процентов. В Казахстане проблемы будут гораздо сложнее, чем в Узбекистане. Разыгрывать “русскую карту” для решения политических проблем опасно, ибо чревато непредсказуемыми последствиями. Придя к власти, Путин резко изменит политику. При этом он в определенной степени даст гарантию того, что Ельцина никто не тронет. Ельцин выиграл только в этом, а страна же получила возможность сделать резкий поворот в сторону реформ, только в другом направлении. В связи с этим я хочу сказать, что те, кто занимается макроэкономикой России, увидят, что в стране наводят порядок: выплачиваются пенсии, зарплаты. Уверен, что через два года в стране поднимется экономика, и это отразится на Казахстане. Усилится миграция: так как только улучшится экономическое положение России, огромный поток русских хлынет туда, и не только русских, но и казахов. И это огромная беда, которую никто не хочет сегодня решать. Беда потому, что уходят “золотые головы”, деньги и “золотые руки”. Весь интеллект и так уехал. Это первое. А во-вторых, казахстанцы сегодня считают, что демократические принципы более глубоко заложены в России, чем в Казахстане. Налоговый прессинг, под который попадают в нашей республике все, кто работает, также сыграет злую шутку в усилении миграции. Добавим сюда беззаконие, творимое КНБ и фискальными органами в отношении не только оппозиции, но и финансовых конкурентов в бизнесе. В этих условиях огромные массы не только русских, но и русскоязычных казахов изберут своей родиной Россию.


С приходом Путина игра Назарбаева, я думаю, закончится. Я имею в виду то, что Назарбаев все время выступал как бы интегратором в СНГ и сторонником реализации принятых соглашений. Назарбаев не был заинтересован в работе органов СНГ, потому что, если бы последние стали работать, его не стало бы заметно. Поэтому на словах он делал вид, что поддерживает, а на деле не содействовал этому, а только зарабатывал очки. Путин может сказать: “Ты предлагаешь — реализовывай!”. Это станет губительным для Назарбаева, потому что выбора нет: так как то, что он хочет создать, не совпадает с тем, что ему предлагают делать. То, что сегодня происходит у нас (например, сотрудники КНБ присутствуют на всех мероприятиях, проводимых в обществе) не укладывается, конечно, ни в какие демократические нормы. Представители КНБ объявили: “Если даже три человека собрались, но нас не будет, это будет считаться подпольной работой”. Поскольку это тоже сыграет определенную роль в усилении миграции в России, федеральные власти начнут предъявлять к Казахстану определенные требования. В ответ Назарбаев может закрыть границу, применив искусственные меры по задержанию миграции. Для многих казахстанцев это станет бедой, потому что люди, настроенные мигрировать, во славу Казахстана работать уже не будут. Приход Путина к власти в некоторой степени вселяет надежду в людей, сидящих на чемоданах, и это еще больше разрушает наш Казахстан. Назарбаев же сегодня, судя по его действиям, заинтересован в отъезде русских. Чем больше русских и русскоязычных казахов уедет — тем больше беззакония и оснований для создания ханства, о чем он и мечтает. Поэтому Путин, зная экономическое состояние Казахстана, будет заинтересован в прозрачности границ и сможет предпринять экономические санкции к Казахстану. Игра Назарбаева то с Америкой, то с Китаем и Россией будет приостановлена. Путин, как человек военный, поставит вопрос ребром. И Назарбаев ничего не сможет сделать, так как все, что он имеет, известно ФСБ. Сегодня Назарбаев практически становится заложником, и хочет или не хочет, ему придется играть в российскую игру. И это все станет реальностью в случае прихода Путина к власти. Другой человек так вести себя по отношению к Назарбаеву не станет.


Политический прогноз по Казахстану на 2000 год


— Какие события будут формировать “политическую ауру” года? Как эти события будут развиваться?


— Я думаю, самое опасное в Казахстане – тенденция к ужесточению режима, усилению правоохранительных органов, силовых структур, преследования оппозиционно настроенных людей, политических партий. Сегодня в областях в КНБ вызываются люди, которые участвовали в выборах на стороне лидеров действующей оппозиции. Их пугают увольнением с работы. Эти факты говорят о том, что власти раз и навсегда хотят поставить крест на демократии. Демократические процессы в Казахстане приостановлены; даже те маленькие завоевания демократии, которые у нас были, идут на убыль.


Пока Россия встанет на ноги, пройдет год-два. И за это время режим в Казахстане еще более ужесточится, потому что власти понимают последствия прихода к власти Путина. Если Россия хорошо разыграет “русскую карту” в Казахстане и жизнь в России окажется привлекательной, то большие массы не только русских, но и казахов покинут республику. Поэтому я думаю, что Казахстану нужно переориентироваться на Россию. Путин — сторонник жестких мер. Чтобы поставить Казахстан на колени, можно поднять железнодорожные тарифы и тарифы на транзит через воздушные пространства России. Мы не хотим отрицательных отношений с Америкой и Китаем, со всеми надо налаживать связи. Но нам всегда надо помнить, что нужно дружно жить ради будущих поколений с Россией. Сегодня, в некоторой степени, есть какие-то политические и экономические разногласия, непонимание друг друга, но Россия быстро поднимется в экономическом отношении. И нам надо налаживать отношения. Россия сегодня, надо прямо признавать, более демократическая страна, в которой создаются и действуют политические партии, есть независимые СМИ. В Казахстане же все запрещается. Политические партии не могут встать на ноги из-за налогового пресса, любые политические партии и общественные движения обречены на финансовый голод. К тому же КНБ активно внедряет своих людей в оппозицию. Публикация на первой странице начальника отдела по связям с общественностью ГУВД полковника Бектасова в первом номере газеты “Доживем до понедельника” под редакцией Эрика Нуршина говорит о многом. В частности, из нее можно понять, что за каждым партийным лидером и активистом начинается охота со стороны КНБ. Многих со временем заключат в тюрьмы, и потому больших политических событий в 2000 году не предвидится. Таким образом, партии будут искусственно загоняться в подполье. Что последует за этим, какие партии исчезнут, какие останутся? Ответов на эти вопросы я пока не знаю и не хочу об этом говорить, но недовольство ситуацией, которое загоняется внутрь, рано или поздно, прорвется. Надо понять: что лежит в темноте, завтра может взорваться. И поэтому нам необходимо идти на сближение с Россией. Ведь другое общество, не похожее на Россию, мы не построим, потому что русские и русскоязычные казахи другое общество не воспримут. Они будут тосковать по стране, рядом находящейся. Поэтому, хотим мы того или нет, пока рядом будет Россия с поднимающейся экономикой, мы всегда будем думать о ней.