«…Странно, что критика прозвучала от одного из оппозиционных деятелей»


— Как Вы относитесь к критике оппозиции вообще, и в частности со стороны одного из региональных деятелей оппозиции? Не принесет ли больше вреда, чем пользы, такая критика?


— Никто не должен быть вне критики — это касается, естественно, и оппозиции. Немного странно, что критика прозвучала от одного из оппозиционных деятелей. Но это нормально. Если это действительно критика, построенная на реальных фактах, не содержащая лжи, то она, безусловно, полезна.


— Согласны ли Вы с критикой оппозиции, прозвучавшей в упомянутой выше статье? Конкретно с чем Вы согласны, а с чем нет?


— Мне трудно оценить, насколько положения статьи Б.Мукушева соответствуют действительности, поскольку я далек от событий, описываемых в его статье. Но мне кажется, что те деятели оппозиции, которых касается эта критика, должны обязательно ответить на нее. Иначе это будет означать признание критики справедливой. Но все же по поводу критики Мукушева: хотелось бы видеть более предметную критику конкретных действий, а не критику, основанную на сравнении оппозиции с неким “нравственным эталоном”. Я вполне понимаю, как легко выдвигать подобные обвинения и как трудно на них отвечать.


— Верите ли Вы, что оппозиция в ее согодняшнем виде может что-либо изменить в Казахстане без вмешательства внешних сил? Если да, то что конкретно?


— Дело, наверное, не во вмешательстве внешних сил, а в их учете. Меняется, и весьма резко, геополитическая ситуация в мире, и этот факт, мне кажется, оппозицией далеко не в полной мере учитывается. Наверное, правильно было бы сказать, что оппозиция может что-то изменить в Казахстане, но только с учетом действия внешних сил. Главное, что не учитывается сейчас – это резкое изменение политической обстановки в России. Я думаю, что в соответствии с этим должны значительно корректироваться и действия оппозиции. И не только оппозиции, но и самой власти. Иначе, по моему мнению, ничего изменить нельзя.


— Действительно ли Вы верите в то, что различные деятели оппозиции могут объединиться во имя общей цели?


— Я недостаточно лично знаю персональный состав оппозиции, чтобы иметь твердый ответ на этот вопрос. Во всяком случае, в идеале так должно быть. На деле же, как и везде, большую роль играет человеческий фактор, личные взаимоотношения… И это, вполне возможно, может “перевесить” все благородные цели.


— Считаете ли Вы, что модель устройства общества в “странах с развитой демократией” подходит к Казахстану с учетом ментальности нашего народа? Можете ли Вы привести пример успешного внедрения “демократических моделей” в странах бывшего СССР?


— Это достаточно сложный вопрос, и в двух словах на него не ответить. Могу сказать только, что без мощной идеологии, без национальной идеи положительные изменения в стране вряд ли возможны. Из всех стран бывшего СССР наибольшие подвижки в национальной идеологии происходят в России. Ваш последний вопрос, конечно же, является чисто риторическим.