Ложка недоверия в 500000 тоннах нефти

Нурсултан Назарбаев и Владас Адамкус надеются резко увеличить экспорт нефти из Казахстана в Литву. Два президента подчеркнули, что выступают за «хорошие отношения с Россией». Впрочем, не обошлось без своеобразного прибалтийского «юмора». Казахстанской прессе была подброшена версия о «необязательности» их общего соседа.


«Кто гарантирует, что казахстанская нефть сможет беспрепятственно доходить до Литвы?» этим вопросом огорошила своих читателей официальная «Казахстанская правда».


Нельзя сказать, что эта реплика, явно почерпнутая из общения с пресс-службой, сильно омрачила визит литовского президента В.Адамкуса в Казахстан. Но тем не менее в памяти многих осталась, как заноза.


Ссылаясь на анонимных «аналитиков», корреспондент газеты Сергей Нестеренко напоминает о «некоторых обострениях» в экономических отношениях Литвы и России. И даже о том, что в мае прошлого года из-за прекращения российских поставок был остановлен Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод.


Уши литовских коллег торчали из заметки в казахском официозе вполне определенно. Откуда бы казахстанскому журналисту знать, что и где «приостановлено» в далекой Литве...


Но в этом не вина журналиста. В конце концов, пресс-конференции для того и существуют, чтоб прояснить истину или скрыть ее.


Если бы литовский президент внес полную ясность в этот инцидент, то вопрос был бы исчерпан, и немедленно. Но г-н Адамкус уклончиво ответил, что все страны мира, в том числе и Россия, понимают: любые межгосударственные отношения необходимо строить с учетом выгоды для собственного народа. А транзит казахстанской нефти через Россию является выгодным с точки зрения экономики.


Очень жаль, что г-н президент не сообщил еще, что река Волга впадает в Каспийское море, а Немунас в Балтику. Ведь даже для президентов должен быть лимит на констатацию очевидных фактов.


Я не берусь судить о том, что там произошло на нефтеперерабатывающем заводе. Раз президент Литвы не хочет об этом говорить, это его право. Я хочу сказать о том, что вряд ли без доброй воли России, а также Белоруссии могли состояться впечатляющие результаты казахстанско-литовского сотрудничества. Если в прошлом году к нефтяным терминалам Клайпеды было доставлено 500 тысяч тонн казахстанской нефти, то в этом году стороны хотят выйти на 720. В прошлом году товарооборот составил 96 миллионов долларов, что в 4 раза больше, чем в 97-м…


Достаточно взглянуть на карту: у Литвы и России нет общей границы, за исключением Калининградского анклава. Нефть (по трубопроводам или по железной дороге) должна пересечь как минимум 2 границы российско-белорусскую и белорусско-литовскую. Смогут ли две страны пропустить сырье, выгодно им это или не очень все это непраздные вопросы. И мне кажется, если товары идут, торговля процветает, то обе транзитные страны заслуживают большего, чем дежурные фразы о «добрых» отношениях.


Кстати, Россия в этом смысле демонстрирует по отношению к Казахстану постоянное дружелюбие и стабильную лояльность. Так, в 2000 году Казахстану предоставлена дополнительная квота в объеме 1 миллиона тонн по нефтепроводу Атырау-Самара. Как сообщил агентству «Интерфакс-Казахстан» заместитель министра энергетики, индустрии и торговли Н.Каппаров, кроме этого Россия предоставляет Казахстану право прокачать в 2000 году 2 млн. тонн нефти по «трубе» Баку-Новороссийск, в обход Чечни.


Но самое примечательное, что за несколько дней до официального визита президента в Алматы прибыл Р.Мейджорс. Он является генеральным директором фирмы «Виллиамс литува». (Это дочернее предприятие управляющего литовским нефтекомплекомплексом американского концерна «Виллиамо интернейшнл компани».) Г-н Мейджорс принимал участие в Евразийском экономическом саммите, а заодно и встретился с руководителями нефтяных структур Казахстана. Ему дали понять — если в Литве предложат приемлемую цену, то у Мажейкяйского НПЗ появится «возможность стабильных поставок казахстанской нефти».


Вот где собака зарыта! Плати деньги — и получай продукт. Кстати, в прошлом году Мажейкяй уже получал нефть из Казахстана и по трубам, и по железной дороге. Никаких жалоб на транзит не поступало.


(Кстати, по данным компании «Мажейкиу нафта», Литва получила не 500, а 600 тысяч тонн казахстанской нефти. Видимо, кому-то так хотелось насолить нелюбимой России, что впопыхах для официального сообщения «потеряли» 100 тысяч тонн. Неплохая «находка»…).


Литва это, конечно, не Латвия, где г-жа президент Вайра Вике Фрейберга, выросшая, как и ее литовский коллега, в благословенном Новом свете, уже успела заморочить головы своих избирателей фантазией о грядущем российском «вторжении». Г-н Адамкус не в пример соседке сдержанней. Но иногда это хорошее качество оборачивается не лучшим образом для политика.


Не жалейте добрых слов для ближайших соседей, г-н президент. И тогда у Вас появятся новые друзья далеко от дома.