Алматинцы считают чтобы саранча не съела Казахстан, долг каждого гражданина — съесть супостата

Ударим саранчой по безработице и голоду!

Мониторинг общественного мнения!

Президент АСиП

Алматы, 13-16 мая 2000 г.

Бахытжамал

Всего опрошено — 760 человек

Бектурганова

С экранов телевизоров алматинцев голосом президента страны зловеще предупреждают: не забывайте, где вы живете и кому обязаны тем, что имеете то, что имеете. Всему, что бы ни говорил наш президент, о чем бы нас ни предупреждал есть только две версии объяснения. Других не дано. Либо президент думает лучше нас о том, что мы имеем, либо его, как всегда, дезинформировали. Но и без его предупреждения забыть такое трудно. С утра до ночи и с ночи до утра мы только и делаем, что говорим о том, где мы живем и кому обязаны тем, что имеем то, что имеем.


А имеем мы ни больше ни меньше, как угрозу продовольственной безопасности страны, потому что благополучно перезимовавшая у нас саранча отличается неисчислимым числом и прожорливостью.


Как Вы думаете, справится ли правительство РК с полчищами саранчи?

(% по столбцу)


Судя по ответам, этот вопрос поставил в затруднительное положение каждого 2-го алматинца. Психологически это вполне объяснимо: саранча более предсказуема, чем правительство. Практически все — от мала до велика — знают, чего можно ждать от саранчи, но мало кто знает, чего можно ждать от нашего правительства.


Возможно, в том, что Казахстан стал гигантским полигоном для массового воспроизводства саранчи, скрывается тайный умысел правительства, который не определяется по формуле “скупой платит дважды”. Может быть, мы имеем дело с новой экономической программой правительства, ориентированной на сверхвысокие темпы переориентации населения на самопомощь? Или это своеобразный способ деморализации наших ближайших соседей по геополитическому окружению для налаживания стратегического партнерства? Не хочется думать, что саранча — это ответный удар мстительной природы за головотяпство и разгильдяйство кабинетных министров, попустительствующих экологической катастрофе.


Во всяком случае, каждый 5-й алматинец рассчитывает, что в противоборстве с саранчой победу одержит правительство. Каждый 3-й не разделяет этого оптимизма, считая, что расклад сил не в пользу правительства.


Мы предложили респондентам свои версии финальной схватки правительства с саранчой. В общей сложности 50% алматинцев с ними согласились. Остальные в своем большинстве предпочли отметить графу “Затрудняюсь ответить”, и 34 человека предложили свои версии.


Как Вы думаете, чем закончится борьба правительства с саранчой?

(% по столбцу)





















 

Всего


1. Саранча “съест” министра сельского хозяйства С. Мынбаева


16,4


2. Саранча “съест” все правительство РК вместе с премьером К. Токаевым


22,0


3. Саранча “съест” весь Казахстан


28,1


4. Затрудняюсь ответить


29,3


5. Другое


4,2

 


Наши сограждане, как и родное правительство, почему-то не любят прямые, лобовые вопросы, предполагающие однозначные ответы “да” — “нет”. В этом случае они предпочитают уклониться от ответа, используя запасную графу “Затрудняюсь ответить”. Сопоставление ответов на первый и второй вопросы — наглядное свидетельство этому. Гораздо охотнее респонденты реагируют на закрытые вопросы с широким спектром заранее сформулированных альтернативных вариантов ответов. Как в случае со 2-м вопросом. Данный вопрос вполне резонен. Как известно, в прошлый сезон невесть откуда взявшаяся саранча “съела” экс-министра сельского хозяйства Ж. Карибжанова. Тогда его преемнику С. Мынбаеву повезло — начался сезон зимней спячки саранчи. Удастся ли ему уцелеть теперь, когда проснувшаяся саранча грозит уничтожить весь продовольственный запас Казахстана? Кто станет ее следующей жертвой? Ограничится ли она одним министром или проглотит весь Кабинет вместе с премьером К. Токаевым? На всякий случай уже ряд СМИ ведут активную пропагандистскую кампанию возможной отставки нынешнего правительства.


По прогнозам алматинцев, прожорливость саранчи в этот сезон будет особенно впечатляющей. Первым в неравной борьбе с саранчой падет министр сельского хозяйства С. Мынбаев. Таково мнение каждого 6-го респондента. 5-я часть горожан оценивает риск гипотетических потерь для страны значительно выше: страна расстанется со своим правительством. По мнению 4-й части респондентов Казахстан ожидает полный крах: мы все будем “съедены” саранчой.


В графе “Другое” представлены самые разнообразные мнения. Укажем наиболее показательные:


  • “Больше бояться надо двуногой саранчи”

  • “Саранча съест весь урожай, а все останется как было, и все останутся в своих креслах”

  • “Правительство уничтожит саранчу”

  • “Саранча ухудшит экономическое положение простых людей”.

Не лишена смысла мысль о том, что чем тратить огромные деньги на малоэффективную борьбу с саранчой, не лучше ли найти ей полезное применение?


В свое время Китай боролся за урожай, истребляя воробьев, и чуть не пришел к экологической катастрофе. Один из наших респондентов в графе “Другое” не без юмора указал, что “саранча — это подсказка свыше нашему правительству, как и чем бороться с голодом, бедностью и безработицей, одолевших простых людей”.


Сегодня никого не удивишь информацией о том, что в Казахстане люди от голода едят собак и кошек. Есть даже “клинические случаи” употребления в пищу человечины. Чем хуже саранча, жиреющая на наших сельхозугодиях? Ее несметных полчищ хватит на целую программу по борьбе с голодом. Впрочем, обо всем по порядку.


Какое применение саранчи Вы считаете экономически целесообразным

и перспективным? (% от числа опрошенных)

































 

Всего


1. Экспорт замороженной саранчи в страны, где ею питаются


19,1


2. Саранча — это решение проблем выживания и создания новых птицеферм (корм для птицы)


15,1


3. Саранча — это способ борьбы с безработицей. Создать производство (с новыми рабочими местами) по отлову и консервированию мяса саранчи


11,7


4. Саранча — это перспективный бизнес. Производство и поставка деликатесов из саранчи в пивные бары, кафе, рестораны, магазины


10,3


5. Саранча — это способ борьбы с голодом. Ею можно накормить голодающих


9,3


6. Саранча — это развитие рыболовства


8,2


7. Саранча — это решение части “продовольственных” проблем для зоопарков


7,1


8. Затрудняюсь ответить


18,3


9. Другое


20,3

 


Конечно, в таблице представлен неполный перечень открывающихся перспектив полезного применения саранчи. Говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Развитие саранчового рынка могло бы наконец-то воплотить заветную мечту простых людей о народном капитализме.


Среди предложений, самостоятельно сформулированных в графе “Другое”, есть следующие:


“Жарить как семечки”


“Кормить этим деликатесом правительство”


“Саранча — это уничтожение конопли в Чуйской долине”.


Есть среди ответов этой графы и откровенно скептические:


“Отравленная саранча никуда не может быть применена”.


“Саранча — это увеличение численности безработных стариков, которые съедят всех” (надо сказать, что такой поворот событий нам представляется малореалистичным, но все может быть).


“Саранча — это набивка карманов тех, кто стоит у руля”.


“Полезная саранча — это когда ее нет”.


Остальные ответы менее дружелюбны и даже враждебны по отношению к саранче, получившей казахстанскую прописку.


Хорошо еще, что саранча — травоядное насекомое. А если она мутирует, учитывая наш радиационный фон, и станет плотоядной? Остается единственное утешение: пусть первым она съест наше правительство, а вместе с ним и всех местных акимов и акимчиков. Тогда народ позаботится о себе сам.